ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Красноярские онкологи делают всё возможное, чтобы сократить

срок от обращения в поликлинику до начала лечения

врач-онколог, кандидат медицинских наук, заведующий клиентской службой Красноярского онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского Эдуард Васильевич СЕМЁНОВТяжелая горечь и досада охватывают нас, когда мы узнаем о запущенном онкологическом заболевании близкого или просто знакомого нам человека. И всегда возникает вопрос: а была ли возможность вмешаться раньше? В этой связи на первый план, конечно, выходят вопросы онконастороженности, как врача, так и пациента. В декабрьском номере мы публиковали материал на эту тему (см. «ВМ» № 152).

Но существует и другой аспект проблемы своевременного оказания помощи онкологическим больным. Как сократить до минимума, до считанных дней, то драгоценное время, когда обнаружены признаки новообразования, но не начато ещё противоопухолевое лечение? Что для этого надо перестроить, оснастить или мобилизовать в общелечебной сети? И каков вклад в решение этой трудной задачи врачей-онкологов?

Вот краткое изложение нашей беседы с врачом-онкологом, кандидатом медицинских наук, заведующим клиентской службой Красноярского онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского Эдуардом Васильевичем СЕМЁНОВЫМ.

– Ваше подразделение – новое во всех смыслах. Образовано оно совсем недавно. Традиционный вопрос: каковы «цели и задачи»?

– Да, на сегодняшний день нам нет еще и месяца. Если сказать коротко – мы нужны для того, чтобы для каждого пациента с подозрением на опухоль без пробок и сбоев функционировал, образно выражаясь, «зеленый коридор». От участкового терапевта районной поликлиники или фельдшера ФАПа до врача-онколога нашего диспансера.

Вот характерный пример того, над чем мы работаем. За неполные 3 недели января 2019 года к нам на обследование по разным причинам «не доехали» 100 пациентов из районов и городов края. А ведь их ждали специалисты, для них было отведено время в диагностических кабинетах, а это значит, что на этот час мог быть приглашен кто-то другой.

Но дело не только в этом. Задерживается обследование, а возможно, и начало лечения самих этих опоздавших пациентов. Какова цена даже одного дня для онкологического больного, думаю, объяснять не стоит. Вот, если коротко, причины формирования новой службы красноярского онкодиспансера.

Соответственно и задачи её – координация и информационное сопровождение обследования и начала лечения пациентов, связь и взаимодействие с другими медицинскими структурами края, в том числе и с частными клиниками.

Своевременность онкологического лечения – ключевое понятие для всех причастных к обследованию и лечению больного, включая и его самого.

– Какие подразделения входят в состав вашей службы?

– У нас три отдела: Call-центр или «телефонный» отдел, методический отдел и отдел лекарственного сопровождения. Call-центр занимается установлением и поддержкой взаимосвязи с территориальными поликлиниками и ФАПами, между специалистами, проводящими обследование пациента, включая и наш диспансер. Здесь производится перезапись пациента на диагностические исследования, если по какой-либо причине человек не оказался в таком кабинете в нужное время.

Сотрудники отдела лекарственного сопровождения в первую очередь контролируют лекарственное обеспечение пациентов, которым впервые назначена лекарственная терапия, рассылают справки об этом по защищенному каналу связи в территориальные медицинские организации Красноярского края.

Другими словами, когда пациент из какой-либо территории края возвращается домой, там уже знают о том, какую лекарственную терапию ему назначили. А препарат на первый месяц пациент получает еще до отъезда, в аптечном пункте при поликлинике онкодиспансера.

В лекарственном отделе также отправляют и принимают заявки для межбольничного консультирования пациентов в краевых лечебных учреждениях и ведут учет заявок на заочные консультации пациентов в поликлинике краевого онкодиспансера.

В методическом отделе концентрируется информация прежде всего по наиболее проблемным пациентам: недостаточно обследованным в своей поликлинике, пропустившим сроки обследования в диспансере и т. д. Наши специалисты связываются с лечащими врачами и руководителями медицинских организаций, выясняют причины нарушения сроков обследования, делают все возможное для скорейшего установления или уточнения диагноза у пациента с подозрением на злокачественную опухоль.

В каждом лечебном учреждении есть рекомендации – что, как и в какие сроки надо выполнить при подозрении на злокачественный процесс у их пациента. Они становятся приоритетными в плане выполнения всех диагностических мероприятий.

Важное звено – территориальная поликлиника. В течение 10 рабочих дней здесь должны провести все необходимые исследования, чтобы отклонить или обоснованно подтвердить подозрение на злокачественный процесс (рентген, УЗИ, эндоскопия и другое). А далее следует запрос в Красноярский онкодиспансер, и в течение 5 дней человек должен попасть на первичную консультацию.

Территория нашего края велика, общелечебная сеть представлена сотнями медицинских организаций и тысячами специалистов разного профиля и квалификации, поэтому выполнение диагностического алгоритма «зеленого коридора» будет сопряжено с немалыми трудностями. Но мы справимся.

Беседовал Владимир КИСЕЛЁВ

Краевой онкодиспансер

г. Красноярск, ул. 1-я Смоленская, 16,

тел. 8 (391) 222-40-30, onkolog24.ru

Лиц. ЛО-24-01-002217 от 14.02.2014 г.

153

  • Метки