Когда человеку ставят неутешительный диагноз, больше всего его пугает неизвестность. В этот момент важно, чтобы ему подсказали или он догадался сам – что делать дальше. Если пациент находится в шоковом состоянии, его нужно успокоить, объяснить, каким будет его лечение, куда ему идти и к кому обращаться.
Что люди знают о раке из Интернета и СМИ? То, что это неизлечимое заболевание, от которого все умирают в муках и страданиях. Но на самом деле это не так. Когда сформировано чёткое представление, как перевести эту болезнь в просто хроническую – неизвестности нет и наступает успокоение. Так снимается первичный стресс. Далее я приглашаю пациентов на групповую или индивидуальную психотерапию.
С каждым больным проговариваем, каким будет лечение, но очень многое зависит от него самого. От того, как он будет выполнять рекомендации, от его настроя на победу. Главное, прикрыть тыл, чтобы пациент знал: он не один, ему помогут. На такую работу требуется около недели. Это время страданий, слёз, перепадов настроения. Все эти дни мы постоянно общаемся, я оставляю свой номер телефона.
Четыре раза в неделю я веду групповые занятия. В конце каждого рабочего дня расшифровываю материалы и анализирую тесты. Обязательно общаемся с родственниками пациентов.
Отдельная категория – матери и отцы детей, имеющих онкологические заболевания. Им очень нужна поддержка психолога. Наша работа принимает особый характер, когда шансов на излечение нет. Поддерживаем родных этих пациентов и стараемся объяснить, как все это пережить. Но и после потери близкого человека родственники могут обратиться ко мне за помощью.
Раньше люди боялись обращаться к психологу. Думали: значит я сумасшедший, об этом расскажут на работе. Теперь люди более информированы. Приходишь в палату к одному пациенту, а по факту оказывается, что нужен всем, все готовы работать.
Психологическая помощь в онкологии – это необходимость. И доктора очень довольны, что есть сотрудник, который оказывает её, – успокаивает, настраивает, морально поддерживает. И пациенты приходят на следующие приёмы в адекватном состоянии.
Сложно работать с иногородними. Когда уезжают к себе в отдалённые территории, зачастую оказывается, что они там вообще никому не нужны. Никого не волнует, что человек переживает, не ест, не спит. А ведь ему нужно вернуться сюда на лечение с более или менее здоровой психикой. Приехать в онкодиспансер – уже стресс. Не важно, злокачественное или доброкачественное образование. Само слово «онкология» вызывает тяжелые переживания. Всегда говорю: не надо смотреть статистику, у каждого человека – свой организм и свои резервы.
Особенно непросто работать с теми пациентами, у которых лечение привело к ремиссии, но через пару лет случился рецидив. Тогда снова приходится начинать с нуля, а пациент уже проходил всё это. Снова вытягиваешь его, объясняешь, что надо верить и бороться. И другого варианта нет: движение – это жизнь. Всегда сложно идти в гору, легко катиться вниз. Если вам тяжело – вы на правильном пути.
Вообще, старюсь загрузить своих подопечных разными делами. Четыре раза в неделю они приезжают ко мне на групповые занятия, затем идут на йогу или в бассейн, по выходным – прогулки на свежем воздухе. Так и неделя прошла.
Нужно постоянно что-то делать, не давать ходу негативным мыслям, чтобы не получилось так: вышел на больничный, сидишь полгода дома и страдаешь. Лучше думать о другом – как всё успеть. Заставить себя встать и пойти – тяжело. Но никто и не говорил, что будет легко. Поверьте, при решении любой проблемы надо действовать. Жизнь не наладится, если неделями рыдать в подушку.
Онкопациенты – самые благодарные по отдаче. Им чуть-чуть стало легче, и они готовы жить, летать. У них сумасшедшая тяга к жизни. А внутренние наши резервы безграничны, но мы используем их только когда совсем плохо.
Одна из моих пациенток начала учить английский язык, говорит, что такой памяти у неё даже в молодости не было. Кто-то рисует, кто-то на коньках катается. И самое главное – они начинают видеть и понимать то важное, что мы пропускаем из-за бешеного ритма жизни. Например, замечают красивые закаты и восходы, наслаждаются этими видами.
Одна из моих рекомендаций: ежедневно находите десять минут для отдыха. Побудьте в одиночестве, отключите телефон, приведите мысли в порядок – и вы найдёте этот резерв! Душа и тело подскажут, в чём вы нуждаетесь.
Я убеждена, что с помощью психологических методов можно бороться даже с самой тяжёлой болезнью, что это ещё один шанс – удивительный механизм нашей психики, дающий надежду на исцеление.
Сайт www.onkolog24.ru