Чтобы прочитать беседу с Г. М. Гершеновичем и А. А. Сумароковым «Все болезни от нервов…» пройдите по ссылке.
0
0
Когда мы готовили статью по подростковым суицидам в сентябрьский номер («ДЕТИ РИСКА», ВМ № 100), надеялись, что такие случаи всё-таки были и останутся единичными и не будут иметь такого общественного резонанса, как в феврале.
Однако недавняя череда самоубийств подростков в московском регионе и не только заставляет вновь обратиться к этой кричащей проблеме. Ещё раз подтверждено, что такого рода поступки никогда не являются первым проявлением какого-то душевного смятения, расстройства или психического заболевания. Всегда есть предшествующая история, более длительный период эмоциональных, психологических и личностных проблем.
Школьницы, спрыгнувшие с крыши многоэтажки в Лобне, говорили, что планируют самоубийство, но им никто не верил. О какой психологической помощи в школе может идти речь, если учителя восьмиклассниц даже «не заметили» их двухнедельного отсутствия на уроках!
Конечно же, страшные факты добровольной смерти подростков, от которых «вздрагивает» общество, – лишь «верхушка айсберга», в основании которого тяжёлое психосоциальное неблагополучие тысяч детей и подростков.
Но предмет сегодняшней публикации не глобальные проблемы российского неустройства – неполные семьи, всепоглощающий Интернет, бытовое насилие, алкоголизм, имущественное расслоение общества, наркотики, отсутствие целей и перспектив у части населения. Мы обсудим лишь то, что по силам родителям и медицине.
Наш собеседник – заведующая детской поликлиникой краевого психоневрологического диспансера № 1, главный внештатный специалист по детской психиатрии министерства здравоохранения Красноярского края Елена Александровна
ВОЛОДЕНКОВА.
– Самоубийство — тягчайший и непрощаемый грех. Как же возможно такое, что совсем ещё молодой человек так поступает со своей жизнью?
– Среди причин суицида у несовершеннолетних на первом месте стоят конфликты со сверстниками и друзьями, унижение со стороны родителей и учителей, безразличие и чёрствость окружающих, низкий уровень адаптации, неразделенная любовь, желание «наказать» родителей, неуспехи в учёбе и даже боязнь ЕГЭ.
Немалое число детей и подростков сводит счёты с жизнью в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Бывает, что жестокое и унизительное обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессии и, как следствие, к суициду.
Ребёнок не имеет опыта жизни взрослого, психика его неустойчива, он ещё не владеет навыками выхода из кризисных ситуаций и легко попадает в «психологическую ловушку».
– Что такое «суицидальное поведение»? Каковы его признаки, на которые обязаны (!) реагировать и родители, и педагоги?
– Подростковый возраст – кризисный возраст. Дети и подростки в силу присущего им максимализма, склонности к крайним решениям, с одной стороны, и податливости чужому влиянию – с другой, являют собой группу риска по суицидальному поведению. Ключевое слово здесь –
незрелость. Социальная, психологическая, интеллектуальная. А вот как раз физическая зрелость толкает их «на подвиги».
Помня о своей ответственности, надо общаться с ребёнком не 5 минут в сутки, а заниматься его воспитанием всерьёз и каждодневно. Получается, что не просто желательно, а жизненно необходимо воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает: к имуществу, к здоровью, человеческим отношениям и, конечно, к самой жизни. Она стоит того, чтобы жить и за неё держаться!
Отсюда еще три ключевых слова в отношениях с детьми и подростками – понимание, разговор и, конечно, любовь. Дорожите доверием ребенка! Надо делиться с ним своим опытом, помочь и поддержать сына или дочь, если они попали в неприятную ситуацию, передавать им свой жизненный оптимизм.
Но уж если у подростка вы заметили «странности», душевное нездоровье, резко изменился стиль его поведения и общения, рядом с ним нет его друзей, нарушен сон, аппетит, потерян интерес к окружающему, если вы стали свидетелем проявления его сильных эмоциональных переживаний, а он уходит от общения с вами и никого не впускает в свой мир, если ваши попытки понять и совместно решить его проблемы безрезультатны – наша настоятельная рекомендация – надо немедленно обратиться к специалисту!
– Чем могут помочь врачи психоневрологического диспансера?
– Детская психиатрическая служба Красноярского края представлена детской психиатрической поликлинникой в г. Красноярске, амбулаторными детскими психиатрическими кабинетами в филиалах ККПНД № 1 в городах Канске, Лесосибирске, Минусинске, Ачинске.
Амбулаторная помощь оказывается также в детском дневном психиатрическом стационаре в г. Красноярске. Стационарная психиатрическая помощь осуществляется в детских психиатрических отделениях. В Минусинске открылся детский психиатрический стационар на дому.
Внедрён комплексный метод обследования и лечения несовершеннолетних с психическими нарушениями, предусматривающий участие наряду с детским психиатром психотерапевта, психолога, социального работника, а при необходимости – педиатра, невропатолога, логопеда или педагога-дефектолога. К психокоррекционной работе привлекаются родители, школьные психологи, классные руководители, социальные педагоги.
Вниманию руководителей образовательных учреждений!
По проблемам подросткового воспитания наши специалисты могут оказать методическую, консультативную и иную помощь учащимся, родителям, учителям, школьным психологам, другим заинтересованным лицам и организациям. С предложениями обращаться по тел. 246-25-98.
Тел. экстренной психологической помощи 211-56-42
Подготовил В. Киселев
Фото Е. Гусевой, «Комсомольская правда»
Детская поликлиника краевого психоневрологического диспансера № 1
г. Красноярск, ул. Копылова, 78.
Регистратура т. 243-25-82
Лицензия № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010 г.