ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Если коротко ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, – потому, что  частные клиники не работают в системе обязательного медицинского страхования. Нас могут поправить: как же, услуги по программе государственных гарантий оказывают в некоторых отделениях железнодорожной больницы, стоматологическая поликлиника медуниверситета… Однако всем хорошо известно, насколько эти больницы действительно являются частными.

Реальность такова, что в Красноярском крае более, чем из 700 негосударственных клиник, имеющих действующую лицензию, в системе ОМС оказывает услуги лишь одна по-настоящему частная клиника – «Институт поликлинической медицины», что на ул. Аэровокзальной, 19.

Почему в нашем крае сложилась такая ситуация – не нам судить. Слишком эта проблема сложна и многофакторна. Но то, что она существует, понятно и очевидно для любого державшего в руках Закон «О медицинском страховании граждан в РФ». В городе С.-Петербурге уже сегодня медицинскую помощь и услуги по полису ОМС оказывают 30 стоматологических клиник.

Как будет меняться ситуация после принятия нового Закона «Об обязательном медицинском страховании»? Возникнет ли у нас настоящая конкуренция между клиниками разной формы собственности? И главное. Когда право граждан на свободный выбор медицинского учреждения  по программе госгарантий – государственного или негосударственного – станет правом реальным, а не бумажным?

«НУЖНЫ ИНИЦИАТИВА И ЖЕЛАНИЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ!»

В системе обязательного медицинского  страхования (ОМС) основополагающими документами являются «Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Красноярского края», «Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Красноярского края» и «Тарифное соглашение в системе ОМС на  территории Красноярского края».

В тарифную (согласительную) комиссию входят 4 группы представителей – сторона медицинских учреждений (4 человека), сторона администрации края, страховщиков и сторона фонда ОМС. Кроме тарифной комиссии действует комиссия по разработке муниципального и государственного заказа, которая работает при Министерстве здравоохранения Красноярского края.

Для того чтобы негосударственные медицинские учреждения, в том числе  частные клиники, могли работать в системе ОМС, надо войти в неё. Руководитель частной клиники должен предоставить документы и показать, какие услуги и в каком объёме клиника может оказывать. Клиника должна  соответствовать части программы госгарантий «Порядок и условия оказания медицинской помощи» и соблюдать правила взаимодействия в системе ОМС. Понятно, что клиника должна быть согласна с тарифами, которые действуют в системе ОМС.

Формы участия в системе ОМС могут быть разные. Если это амбулаторно-поликлиническая помощь, то  частная клиника должна брать весь спектр медицинских услуг, в том числе обслуживание пациентов на дому. Если стационарная помощь, то надо определить, какие объёмы медицинской помощи  берёт на себя частная клиника и может ли она действительно оказывать эту помощь и услуги в соответствии с условиями договора и Программой ОМС.

Третий вариант –  внешняя параклиника, т. е. медицинские исследования, которые не проводятся в муниципальной поликлинике. Этот вариант предполагает участие частных клиник в ОМС  через государственные медицинские учреждения –  поликлиники или ЦРБ, работающие в системе ОМС. Они заключают договор на определённые услуги и сами оплачивают их. По такой схеме у нас работает несколько негосударственных медицинских клиник.

Я считаю, что нормативной базы достаточно для вхождения частных клиник в систему ОМС. Нужны  инициатива и  желание руководителей! Важно ещё правильно и точно взвесить свои силы  и принять все условия. А ведь некоторые хотят,  чтобы был поток пациентов для оказания каких-то определённых услуг. Но  если вы берёте ответственность – вы должны оказывать комплексную услугу, а не разовую и нести ответственность за состояние здоровья обслуживаемых пациентов.  При соблюдении этих условий, думаю, можно заявляться на размещение муниципального заказа в частном медицинском учреждении.

Г. К. Фролова,

директор  медицинской страховой

компании «Медика-Восток»

«МОНОПОЛИЗМ – БИЧ НАШЕГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Затронутый вопрос очень серьезен.
В самом деле, его коренное решение может повлечь системообразующие изменения в здравоохранении. Вход частных клиник в систему ОМС сделает неизбежным демонополизацию нашей медицины.

Сегодня надо признать: рынка и конкуренции в государственном здравоохранении нет.  Есть участково-территориальный принцип, прикрепленное население, единственный заказчик услуги (Фонд ОМС) и, по сути, единственный получатель денег (лечебное учреждение), к которому прикреплен пациент по его месту жительства. Где конкуренция? Кто-нибудь будет всерьез бороться за пациента – за своевременность, качество, полноту, доступность оказываемой ему помощи?

В настоящее время контроль за качеством медицинской услуги обеспечивается административно-командным прессингом и зависит от порядочности и профессионализма главного и лечащего врачей. Монополизм – бич нашего здравоохранения.

Вместе с тем, как ни смешно, доступ частных клиник в обязательное медицинское страхование юридически вроде бы открыт. Но фактически существует ряд проблем. Так, тарифы и объемы медицинских услуг, выделяемые на то или иное лечебное учреждение в рамках ОМС, определяются соглашением между страховыми медицинскими  организациями, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. В одиночку подавшая заявку на работу в системе ОМС частная клиника должна заручиться согласием всех участников процесса, что само по себе крайне сложно и длительно по времени. Отсутствие реально действующих ассоциаций и механизмов саморегулирования приводит к тому, что лечебные учреждения на деле отстранены от участия в обсуждении этих вопросов.

Вторым серьезным препятствием является механизм ценообразования. В системе ОМС он затратный, т. е. учитывает только расходы. Тарифы Фонда ОМС включают только 4 статьи: заработная плата, медикаменты, расходные материалы, налоги и не включают, например, расходы на содержание зданий, коммунальные платежи, накладные расходы (поверочные работы, транспорт и т. д.), рентабельность. Таким образом, для частной клиники тарифы получаются заниженными и не отражают реальную стоимость услуги.

Кардинальным решением вопроса  могло бы стать обеспечение равного доступа к системе ОМС всех субъектов медицинской деятельности. Дальше – уже от их желания участвовать или нет. Но до этого еще очень далеко.

Важным позитивным моментом может стать введение соплатежей, когда средства ОМС будут дополняться средствами ДМС или прямым платежом пациента.

Тем не менее, в ряде городов (Москва, Ставрополь, Санкт-Петербург) частные клиники уже не первый год оказывают услуги по полису ОМС. Но в Красноярске мы являемся первым коммерческим лечебным учреждением, вошедшим в обязательное медицинское страхование. Клиника «Институт поликлинической медицины» оказывает жителям города так называемые внешние параклинические услуги. Для нас нет принципиальных различий в оказании помощи пациенту, пришедшему по полису обязательного, добровольного страхования, или прямоплатному пациенту.

Да, тарифы ОМС по ряду оценок составляют 40 – 75 % рыночной цены услуги. Но, во-первых, это частично компенсируется стабильным и прогнозируемым потоком пациентов, а во-вторых, мощности нашей клиники по данному направлению позволяют оказывать медицинскую помощь всем обратившимся без ущерба ее качеству и доступности. Могу сказать, что пациентам нравится получать «бесплатные» и одновременно качественные услуги в нашей поликлинике.

В Красноярске первым серьезным шагом частных клиник на пути  к государственному заказу должно стать объединение негосударственного медицинского сообщества в реально действующую мощную ассоциацию. Такой орган, основывающий свою деятельность на принципах саморегулирования, не только создаст прочный заслон на пути бюрократического произвола, но и по-настоящему будет способствовать улучшению качества оказания медицинских услуг. А это, прежде всего, в интересах наших пациентов.

М. В. Шапран, к.м.н.,
директор клиники
«Институт поликлинической медицины»

«КЛИНИКА «РЕНОВАЦИО» ГОТОВА

К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ОМС»

В Красноярском крае реально существуют проблемы качества и доступности медицинских услуг. Связаны они, в первую очередь, с изношенностью, а порой и непригодностью зданий, в которых размещаются государственные и муниципальные медицинские учреждения. Во-вторых, глубокий износ действующего медицинского оборудования, не говоря уже о серьезном дефиците новой, современной диагностической  и лечебной аппаратуры. В-третьих, у меня есть ощущение, что программа гарантированной медицинской помощи явно не обеспечена финансами на должном уровне. Все это в совокупности и порождает снижение доступности и качества оказываемой медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Я считаю, что частные клиники должны иметь право беспрепятственного доступа к работе в системе ОМС. Разумеется, если их владельцы ставят своей задачей не только получение прибыли, но и готовы нести социальную ответственность перед обществом. Одно важное условие: выполняя работу по государственному заказу, частная клиника должна финансироваться властями, как минимум, на уровне аналогичных государственных и муниципальных больниц и поликлиник.

Необходим регламент, определяющий порядок вступления частной клиники в систему ОМС и работы в ней. И каким бы он ни был, должны быть нормативно закреплены такие принципиально важные вещи, как право выбора пациентом клиники (я имею в виду и клинику, и медицинскую помощь, оказываемую в рамках работы по программе государственных гарантий), равенство по финансированию для учреждений любой формы собственности, информационная доступность  и прозрачность всего, что касается порядка и правил доступа к этой сфере деятельности.

Готовность клиники работать в системе ОМС определяется наличием лицензии и желанием собственника. Пациент прикрепляется к клинике добровольно. Решение только за властью: пустить нас на рынок государственных услуг или нет. Клиника «Реновацио» готова к работе в системе ОМС.

В. В. Парилов,
врач-стоматолог, профессор, д.м.н.,
главный врач стоматологической
клиники «ВОКА»
и центра эстетической медицины
«Реновацио»

«ТАКОЙ ПОДХОД ПОДСКАЗАН
САМОЙ ЖИЗНЬЮ, И ЭТО РАБОТАЕТ»

Начнем с момента получения лицензии директором частной клиники.  Нет никаких документов – ни положения, ни какой-то памятки – о том, что с этого дня его клиника, пусть формально, получает право на конкурентной основе претендовать на выполнение части государственного заказа. Большой или малой части – не важно. В результате у меня сложилось впечатление, что для частных клиник эта информация умалчивается и как бы само собой разумеется – вы работаете по принципу прямой оплаты от пациента или от предприятия или по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС).

По программам ДМС мы сотрудничаем с несколькими страховыми компаниями. Они хотят с нами работать, сами нас находят, выбирая наиболее технологичные, профессиональные и комфортные клиники. Однако от компаний ОМС таких предложений не поступало. Отсюда вывод, что нет взаимного интереса.

Что касается работы конкретно клиники «Медидент» в системе ОМС, могу сказать, что мы готовы к такому сотрудничеству. Конечно, предварительно надо ознакомиться с условиями договора, тарифами, так сказать, «примерить на себя». Но, думаю, нам это интересно. И если тарифы будут приемлемыми, мы готовы прикрепить к нашей клинике часть жителей Взлетки.

Даже если тарифы ОМС не покрывают всех издержек частной клиники – можно же применить принцип доплаты или софинансирования. Он успешно работает во многих клиниках по ДМС. Что делает пациент, когда полис ДМС не покрывает расходы на его стоматологическое лечение? Правильно. Он доплачивает за оказанные ему услуги. Но сумма эта значительно меньше, что вполне устраивает пациента. Да собственно, устраивает и все три стороны. Такой подход подсказан самой жизнью, и это работает.

Может, кому-то покажется технически сложным такой порядок оплаты лечения. Но если посмотреть с позиции конкретного человека, которому надо найти, к примеру, или 14 тысяч, или 4 тысячи – разница более чем убедительна. И если людей спросить – они будут только только «ЗА»!

Т. В. Фурцев, д.м.н.,

директор стоматологических клиник «Медидент»

ТРУДНЫЕ РОДЫ

С 2002 года мы буквально бьёмся  за то чтобы получить госзаказ в системе ОМС. Хотя бы 20–30 коек. Это дало бы возможность работать с родовыми сертификатами. Нам регулярно отказывают, мотивируя тем, что акушерских коек в Красноярске и крае вполне достаточно. Мы  храним эти отказные письма. Но дело, конечно, не в бумагах, а в реальной ситуации, которая сложилась, например, этим летом.

Когда один родильный дом закрывается на плановую санобработку – не хватает ни коек, ни врачей. Как два врача-неонатолога могут оказывать качественную медицинскую помощь 70–80 новорожденным? Значительно превышены нормативы и по количеству рожающих женщин на одного акушера-гинеколога. К нам периодически обращаются беременные со сроком 41 неделя. Такой «переход» недопустим. А госпитализируют их с опозданием потому, что муниципальные роддома заполнены «под завязку».

В родильном доме железнодорожной больницы женщины могли бы рожать бесплатно. Но пока что вынуждены платить даже работающие на Красноярской железной дороге. Нам доверяют, многие женщины хотели бы родить именно  в нашем родильном доме, где за многие годы сложился высокопрофессиональный коллектив. Родильный дом технически хорошо оснащён, созданы прекрасные условия и для рожающих, и для родившихся. Важно и то, что при обострении у женщины сопутствующих заболеваний, в каких-то внештатных ситуациях всегда рядом смежные специалисты: урологи, хирурги, кардиологи.

Да, в Красноярске через 2 года будет построен перинатальный центр, число акушерских коек увеличится. Но почему надо разрушать то, что уже хорошо сложилось и работает? Не произойдет ли так, как в 90-х годах с детскими садами?

Мы можем и хотим конкурировать за свою долю в государственной программе. На равных правах.

И.Ф. Колпак,
заведующая акушерским отделением
НУЗ «Дорожная клиническая больница
на ст. Красноярск ОАО «РЖД».

«БЕЗ РАСШИРЕННОГО

АДМИНИСТРАТИВНОГО АППАРАТА»

Целесообразность привлечения лечебных учреждений различных форм собственности к выполнению медицинских услуг по Программе ОМС сегодня не вызывает сомнения, поскольку частные клиники отвечают всем необходимым требованиям для выполнения  государственного заказа. Это и материальное оснащение, и кадровое обеспечение.

Ни для кого не секрет, что практически все ведущие врачи наряду с работой в КрасГМУ или в государственных  лечебных учреждениях имеют практику и в частной системе здравоохранения, таким образом обеспечивая высокий уровень оказания медицинских услуг в этом секторе. В то же время, частные клиники работают без расширенного административного аппарата,  а следовательно, могут оказывать платные услуги по цене ниже, чем в государственных больницах.

Цель любого пациента, нуждающегося в медицинской помощи, – получить её на максимально возможном профессиональном уровне. И если лечение не связано с обременительными для него материальными затратами, так ли ему важно, в каком учреждении он будет лечиться – в государственном или частном?

Цель государственных структур, отвечающих за медицинскую помощь населению, – в организации возможности получения этой помощи отличного качества как можно большим количеством пациентов, нуждающихся в ней. Такое возможно только при экономии бюджетных средств на отдельно взятую медицинскую услугу.

Вот здесь негосударственная медицина и может подставить своё плечо, при сниженной себестоимости оказывая медицинскую помощь и предоставляя услуги высочайшего уровня. По такому пути тесного взаимодействия пошел уже ряд регионов России. Надеюсь, что в недалеком будущем перемены произойдут и у нас.

О. Г. Гетто,

директор «Международного
офтальмологического центра «Ирис»

«МЫ ДОПОЛНЯЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Работа в системе ОМС для нашей клиники не является самоцелью. Но я считаю, что «Центр Современной Кардиологии» должен работать по обязательному медицинскому страхованию потому, что есть технологии, применение которых в Красноярске возможно только у нас. И плохо, что они недоступны как бесплатная медицинская помощь в рамках государственного заказа, т. е. для большинства пациентов, нуждающихся в таком лечении.

Методы, которые мы применяем, одобрены на всех уровнях, в том числе Всероссийским научным обществом кардиологов.

И наша клиника может быть полезна ФОМС именно для того, чтобы взять на себя лечение «сложных» групп больных. Государству это выгодно, т. к. отпадает необходимость приобретать, к примеру, дорогостоящий комплекс для кардиологической ударно-волновой терапии, ведь мы готовы работать по тарифам ОМС.

Государственное здравоохранение – это мощнейший локомотив, и у него масса «плюсов», но есть один «минус» –  меньшая маневренность по сравнению с частными клиниками. Вот здесь мы  дополняем государственное здравоохранение. Далеко ходить не будем. В 2009 году в мире появились первые аппараты «Дуолит SD1», а с января 2010 года он стоит в нашей клинике! И сколько застрахованных по ОМС, хотя бы за эти месяцы, могло бы с его помощью улучшить состояние своих суставов и позвоночника?

Доступ к государственному заказу – это и есть главная и самая важная поддержка государства частных клиник с передовыми технологиями.

М. В. Смирнов, директор
«Центра Современной Кардиологии»

Редакция «ВМ» намерена продолжить публикацию материалов по одной из самых злободневных проблем нашего здравоохранения – участию негосударственных клиник в системе ОМС.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

91

  • Метки