ДЕКАБРЬ/2023 № 167

11 мая российский школьный мартиролог был продлен в Казани на 9 погибших восьмиклассников и учителей. Только в трех очень похожих инцидентах с учащимися в Керчи (2018 г.), Благовещенске (2019 г.) и Казани (2021 г.) убито 33 человека, не считая десятков раненых. А ведь те, у кого хорошая память, вспомнят ещё Отрадное, Ивантеевку, Пермь и Улан-Удэ. Куда же мы плывем? И поможет ли нам устрожение выдачи документов на оружие сломать этот трагический вектор? А доблестная наша Росгвардия, сможет ли она превратить школы в неприступные крепости для террористов и психов? А детские сады? А территория вокруг школ? Оздоровительные летние лагеря?

Ещё в феврале 2018 года в статье «Подростковый» вопрос» (ВМ № 146) мы внесли предложение создать в Красноярске в помощь родителям, педагогам и школьным психологам единый координационный психолого-педагогический центр для психологической поддержки подростков. Не претендуя на абсолютную истину, все же выскажем наше скромное мнение, что остановят эту зловещую череду школьных убийств не блок-посты возле каждой школы, а глубокая и системная профилактическая работа по сохранению психического здоровья молодых людей.

Наши собеседники – главный врач Красноярского краевого психо-неврологического диспансера, врач-психиатр высшей категории Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ (Г. М.) и начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю Наталья Григорьевна ШАПРУТО (Н. Г.).

главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой пси-хоневрологический диспансер № 1» Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ– Григорий Маркелович, сегодня слово «интернет-пользователь» по частоте употребления стало вровень, к примеру, со словом «пациент». Цифровизация вошла во все области нашей жизни.

Г. М.: Да, и в некоторых областях доминирует настолько, что подчиняет все остальное. Но к Интернету не надо относиться как к идолу или божеству. Это инструмент – мощный и эффективный, как грозное оружие, которое может стрелять и в ту, и в другую сторону. Вот и по нашим детям тоже.

За то, что произошло в Казани, да и в других городах, несет ответственность все наше общество. В первую очередь семьи, где росли и воспитывались эти молодые люди. Государство, не обеспечившее надёжной охраной учебные заведения. Школьные психологи, не выполнившие свою служебную функцию. А может, их и не было вовсе. Но если быть честным, то и вся психоневрологическая служба, в которой некоторые специалисты работают по старинке и не видят того, что происходит «за бортом».

– Но все же вернемся к родительскому сообществу, к семье.

Г. М.: Никогда я не поверю, что родители этих юношей, а точнее убийц, не замечали «ничего особенного» в их поведении. И если бы в ущерб карьере, зарубежному пляжу или новой машине они со вниманием, но бережно интересовались внутренним миром и увлечениями своего сына-подростка – такой жуткой трагедии бы не случилось. Как жить и что делать теперь родителям, что отправили своих детей в школу за знаниями, а через 2 часа их убили дробовиком?

начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю Наталья Григорьевна ШАПРУТО – Наталья Григорьевна, в вашей работе встречаются ситуации, когда поведение одних подростков угрожает здоровью и жизни других молодых людей?

Н. Г.: Может показаться, что казанский инцидент – редкий, исключительный случай «школьной» агрессии. Однако это не так. Не скажу о других регионах, но только в нашем крае за последние 2 года произошло несколько таких «заготовок».

В 2019 году в Абалаково старшеклассник пришел в школу с ружьем, сделав несколько выстрелов. И хорошо, что в здание его не пустили. В Красноярске учащийся правобережной школы изготовил 4 взрывных устройства, обучаясь этому в закрытых сетях Интернета. Хотел угнать отцовский автомобиль и «въехать» в свою родную школу.

Тел. экстренной психологической помощи 8-800-100-34-94, 211-56-42

В городе Канске трое юношей, тоже «напитавшившиеся» из закрытых сетей, причислили себя к анархистам и планировали захватить здание ФСБ. В прошлом году в Минусинске 14-летний подросток, приготовив бутылку с зажигательной смесью, 1 сентября намеревался «сжечь» торжественную школьную линейку. Вот такие у нас мальчики.

Конечно, наша служба не могла остаться безучастной к этим событиям, и, проанализировав собственный опыт, работу коллег, мы подготовили выстраданное нами методическое пособие для учителей, школьных психологов и родителей. Звучит оно так: «Алгоритм действий по выявлению и профилактике агрессивного поведения у несовершеннолетних». В нем есть информация о маркерах первых проявлений агрессии, на что обратить внимание и как поступать учителям и родителям.

Небольшое по объему, оно одобрено министерством просвещения Красноярского края. Мы постарались рассказать о нем во многих красноярских школах. Обратившись к нам, заинтересованные коллеги могут его получить. При нашем участии разработаны также «Стандарты безопасности» в школах. С ними можно ознакомиться на сайте министерства образования Красноярского края.

– Что бы вы посоветовали родителям, если они видят или чувствуют «сигналы тревоги» от своих взрослеющих детей?

Н. Г.: Начнем с того, что большинство детей не видит опасности Интернета. В помощь родителям создано множество программ для ограничения времени работы за компьютером, «очищения» виртуального пространства. Каждому родителю советую ознакомиться с ними.

Они могут обратиться к своему интернет-провайдеру, чтобы выбрать программу Интернета и кабельного телевидения с ограничением определённых сайтов. Есть возможности разграничивать интернет-соединение между детьми и взрослыми.

В системе МВД работают подразделения, которые круглосуточно следят за интернет-пространством. Но, увы, случаев преступления против наших детей не становится меньше. В сети достаточно широко распространены сайты порнографической направленности, куда дети и подростки так или иначе проникают. Взрослые мужчины, часто семейные, знакомятся в соцсетях с девочками, с мальчиками, разными способами провоцируют их фотографировать себя и за вознаграждение отправлять им снимки. А затем шантажируют, вымогая деньги.

Другой вид преступлений – экстремистская деятельность. Мы выявляем сайты, где расположена нацистская атрибутика, свастики и различные символы, инструкции по изготовлению взрывных устройств, призывы отомстить обидчикам. И надо сказать, что у некоторых подростков они ложатся на подготовленную почву, что, собственно, и произошло в Казани 11 мая.

Важная и отдельная тема – компьютерные игры. Далеко не всегда они бывают развивающего характера. В них часто используются негативные виртуальные образы. Сливаясь с ними, ребенок начинает убивать и подавлять своего противника, при этом постепенно растет удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности.

– Вы говорили о закрытых социальных сетях. В чём их опасность и особенность?

Н. Г.: Если коротко, это те интернет-ресурсы, куда нельзя войти, не зная пароля. И когда между подростками и родителями доверия нет, именно они по-настоящему и всерьез занимаются его воспитанием. Здесь огромное пространство для обсуждения вызовов и опасностей, грозящих подростку в виртуальной среде. Может, об этом мы поговорим позже, а пока я скажу то, что актуально для каждой семьи. Наши дети нуждаются в любви, внимании, защите и перспективах своего жизненного роста. Вот это все и создает запас прочности, с которым подросток войдет во взрослую цифровую жизнь.

– Какова, на ваш взгляд, роль школьных психологов в предотвращении таких случаев, коррекции школьной агрессии?

Г. М.: Формат этой статьи не позволяет мне остановиться в деталях на том, что нам надо предпринять (и обязательно к новому учебному году!), и на том, чего делать категорически нельзя.

Прежде всего, нуждается в пересмотре статус школьного психолога и его роль в школьной жизни. Не соответствует современным требованиям заработная плата этих специалистов, их подготовка и квалификация – во многих учебных заведениях совершенно недостаточная, чтобы справиться или хотя бы соответствовать тем вызовам, которые стучатся к нам в дверь в последние годы.

Кстати сказать, единый координационный психолого-педагогический центр, о котором вы говорили вначале, мог бы заметно способствовать качественным и количественным преобразованиям в службе школьных психологов. Наши специалисты в его работе готовы принять самое активное участие.

При возникающих проблемах с детьми и подростками советую обращаться к детскому психологу в нашей поликлинике по ул. Копылова, 78 (тел. регистратуры 243-25-82). У нас внедрён комплексный (бригадный) метод обследования и лечения «трудных» подростков, детей с психическими нарушениями, c участием детского психиатра, психотерапевта, психолога, социального работника, а при необходимости – педиатра, невропатолога или логопеда.

Не оставляйте без внимания вашего ребенка!

Подготовил Владимир КИСЕЛЁВ

КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», ул. Курчатова, 14

Детско-подростковая поликлиника на ул. Копылова. 78 (рег.) –
т. 243-25-82, 202-203-0
Поликлиника для взрослых – т. 221-11-47, 223-20-70. Приемная – т. 246-25-98
www.kraspsixo
.ru

Лиц. ЛО 24-01-002857 от 19.06.2015 г.

165

  • Метки