ДЕКАБРЬ/2023 № 167

 Руслан Александрович ЗУКОВ онколог, уролог, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии КрасГМУ– Руслан Александрович, каково сегодняшнее состояние проблемы рака предстательной железы?

– Рак простаты относится к числу наиболее распространенных онкологических заболеваний у мужчин. В мире ежегодно диагностируется более 1,2 млн. новых случаев заболевания (2-е место после рака легкого). В России ежегодно диагностируется более 40 тыс. новых случаев, в Красноярском крае – более 1000.

По темпам прироста заболевших злокачественными но-вообразованиями за последние 10 лет рак простаты занимает лидирующие позиции со значительным отрывом от других нозологий. В большинстве случаев заболевание диагностируется у лиц старше 65 лет, однако все чаще встречаются случаи заболевания у лиц 50–55 лет.

– Влияет ли на диагностику злокачественной опухоли очень распространенная среди мужчин старшего возраста доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), или аденома простаты?

– Рак простаты в 80% случаев развивается из периферической зоны предстательной железы, поэтому на ранних стадиях развития опухоли никаких специфических симптомов заболевания нет. А вот ДГПЖ (аденома простаты) происходит из парауретральных желез, в связи с чем признаки нарушения мочеиспускания возникают довольно рано и могут «маскировать» другие, более серьезные заболевания предстательной железы, в том числе рак. Ещё одна особенность: рак простаты чаще возникает у мужчин с небольшим объемом предстательной железы.

– Как Вы оцениваете значение ПСА-теста в урологии сегодня? Есть ли более достоверные способы ранней диагностики злокачественных новообразований простаты?

– ПСА, или простата-специфический антиген, с 90-х годов прошлого века и до настоящего времени остается одним из ключевых тестов в выявлении рака предстательной железы. Однако несколько изменились подходы к выполнению и интерпретации результатов данного обследования. В настоящее время референсное значение (норма) простата-специфического антигена от 0 до 2,5 нг/мл (ранее было 0–4 нг/мл). Этот параметр используется у мужчин до 50 лет, а далее уровень маркера зависит от возраста: 50–59 лет – до 3,5 нг/мл, 60–69 лет – до 4,5 нг/мл, 70–79 лет – до 6,5 нг/мл.

Существует и ряд дополнительных тестов с ПСА: скорость прироста, время удвоения, индекс здоровья простаты и прочие. Но повышение уровня ПСА не всегда связано с раком – возможно при ДГПЖ, инфаркте простаты, хроническом простатите. Но нередко встречаются случаи рака при нормальных значениях данного маркера. Так называемые ПСА-негативные формы.

Единственным точным методом установления диагноза является морфологическое исследование биоптата предстательной железы, т. е. биопсия простаты.

– Существуют ли наследственные формы рака предстательной железы?

– К сожалению, да. Частота наследственных форм рака простаты составляет от 5 до 15%. Главное, чем они отличаются от спорадических форм, – более агрессивным течением болезни и ранним возникновением опухоли (на 6–7 лет раньше, чем обычно). Причиной возникновения их в большинстве случаев являются мутации в высокопенентрантных генах, таких как BRCA 1 и 2 (последние также ответственны за наследственные формы рака молочной железы и яичников у женщин). Мужчинам с отягощённой наследственностью, начиная с 40-летнего возраста, надо сдавать ПСА-тест не реже одного раза в год.

Лечение рака простаты в Красноярске

– Обратимся все же к главной теме нашего разговора – возможности профилактики РПЖ. И если Вы даете положительный ответ – из чего состоит это направление профилактической медицины?

– Безусловно, разработан ряд профилактических мероприятий по снижению риска возникновения рака предстательной железы. Во-первых, это меры неспецифической профилактики, связанные с устране-нием основных факторов риска развития заболевания (снижение избыточной массы тела, ограничение употребления высококалорийной пищи, отказ от курения, нормализация показателей липидного спектра крови, достаточное количество в рационе овощей и фруктов, регулярная половая жизнь и т. д.), а также с лечением хронических заболеваний предстательной железы. В основном речь идет о хроническом простатите.

Во-вторых, химиопрофилактика. Эти способы связаны с использованием химических соединений, обладающих противоопухолевой активностью: эпигаллокатехин-3-галлат (чайный полифенол) и индол-3-карбинол, кофеин, дитерпены и пр.

Эпигаллокатехин-3-галлат в наибольшей концентрации содержится в зеленом чае. Чашка этого напитка равна нескольким стаканам апельсинового сока по содержанию антиоксидантов. Регулярное употребление зеленого чая значительно снижает риск развития рака простаты и других видов рака, а также защищает от старческой деменции.

Овощи семейства крестоцветных (белокочанная капуста, редис, хрен, цветная капуста, руккола, зеленый салат, брокколи, брюссельская капуста, брюква), а также дикорастущие зеленые листовые травы являются естественными и богатыми источниками индол-3-карбинола.

Кроме того, американскими учеными получены интересные данные, что ежедневное употребление кофе снижает риск развития, рецидива и прогрессирования рака предстательной железы. Связано это с действием составляющих данного напитка. Кофеин подавляет быстрый клеточный рост, стимулирует естественную клеточную гибель; кафестол и карвеол (дитерпены) обладают противовоспалительной и антиоксидантной активностью, хлорогеновая кислота препятствует повреждению ДНК. Соединения эти могут использоваться не только для профилактики рака простаты, но и в комплексной терапии ДГПЖ.

В-третьих, специфическая профилактика – использование ингибиторов 5-альфа-редуктазы (финастерид, дутастерид). Эти средства применяются урологами для уменьшения объема предстательной железы. Помимо влияния на объем органа они позволяют снизить риск возникновения рака простаты более чем на 20% при 4–7-летнем приеме. Но такой эффект касается только высоко- и умереннодифференцированных опухолей. Частота низкодифференцированного рака (наиболее злокачественного) остаётся без изменений. Однако, несмотря на довольно впечатляющие данные проведенных исследований, использование ингибиторов 5-альфа-редуктазы для профилактики рака предстательной железы пока не рекомендовано ведущими мировыми профессиональными онкологическими сообществами.

– Когда и при каких проявлениях болезни мужчине нужно обращаться к специалисту?

– Учитывая, что специфических ранних симптомов рака предстательной железы нет, обследоваться необходимо регулярно, вне зависимости от наличия каких-либо урологических симптомов. Нет и единых подходов к обследованию. Обычно в экономически развитых странах с высоким уровнем культуры мужского населения регулярное определение уровня ПСА начинают с 50 лет. Но при наследственной отягощенности и у представителей негроидной расы – в более ранние сроки.

Есть и другие модели скрининга. Например, первое исследование уровня ПСА выполняется в 40 лет. Если начальный ПСА менее 1 нг/мл, достаточен 8-летний интервал между обследованиями, если более 1 нг/мл в возрасте 40 лет и более 2 нг/мл в возрасте 60 лет – интервал каждые 2 года. Мужчинам после 75 лет с уровнем ПСА менее 3 нг/мл ПСА-тестирование нецелесообразно.

Краевой онкодиспансер

Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского,

ул. 1-я Смоленская, 16, тел. 8 (391) 222-40-73, 222-40-72, 222-40-26, www.onkolog24.ru

Лиц. ЛО-24-01-002217 от 14.02.2014 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

155

  • Метки