ДЕКАБРЬ/2022 № 167

Номер за Апрель, 2013

Эльвира Алексеенко, психотерапевтАпатия, вспышки раздражительности, навязчивые желания («не могу переключиться»), невозможность сосредоточиться, перепады артериального давления, нарушения сна, чувство затрудненного дыхания, снижение сексуальных потребностей и другие жалобы на телесные недомогания, причины которых не выявлены другими специалистами, чаще всего приводят к психотерапевту за ответом на вопрос «Что же со мной не так?».

В повседневной суете мы списываем эти симптомы на неизбежные «жизненные трудности», например, конфликты в семье или проблемы на работе. Но природа невротических симптомов далеко не так прозрачна и безобидна —  это глубинный конфликт сознания и подсознания. Конфликт, который существенно мешает социальной адаптации человека в рабочем коллективе и в семье.

- Эльвира Михайловна, почему сейчас все чаще слышим от близких: «береги нервы», «не напрягайся», «расслабься»?

- Проблема неврозов становится всё актуальнее для современного человека. Число их растет из года в год. Причины – рост информационной нагрузки, завышенные требования к человеку, которым он не всегда может соответствовать. Особенно это касается женщин мегаполисов.

Всё начинается с  детства, когда родители «лезут из кожи вон», чтобы сделать из своего чада человека особенного и яркого, «раскрыть»  несуществующие таланты. Нередко мы пытаемся реализовать в детях свои мечты и желания,  навязывая свои увлечения. А вот ребёнок, к несчастью, на эти устремления не всегда может ответить адекватно.

- Поясните, так сказать, на пальцах — на примере из вашей практики…

- Пожалуйста. К нам обратились родители с мальчиком 14 лет. Были жалобы на головокружение, нечеткое зрение, слабость, перепады давления и неожиданные обмороки. Ребенок занимается в музыкальной школе, изучает два иностранных языка, серьезно увлечен шахматами. Папа возлагает на него большие надежды. Бабушка обеспокоена здоровьем мальчика, нагрузки-то большие. Внук то бледненький, то голова кружится. Бабушка меряет давление себе и мальчику. И если давление у внука 90/70, ей страшно, не случилось бы чего. Бабушка звонит папе, и тот везёт сыну стаканчик кофе из кофе-машины. Бывало, что у мальчика в школе от духоты давление падало до 80/50. По мнению врачей — типичные проблемы подросткового возраста с возрастом и заканчиваются, по мнению бабушки — врачи могут не досмотреть и ошибиться с диагнозом. Обследование в неврологическом стационаре ничего не выявило.

Мальчик одаренный, приятный в общении, но говорит только о своей «болезни». В нашем центре с ним и его семьей работали доктора и медицинские психологи. Папе и бабушке категорически запретили фокусироваться на «болезни» подростка. С мальчиком проводилась  глубинная психотерапия, т.к. в прошлом он перенес психологическую травму, связанную с разводом родителей. После нашей помощи повторных обращений не было.

Заметим, что папа в этой семье достаточно авторитарный. И выбор, чем заниматься, у сына был лишь иллюзорный: если направление, по мнению папы, выбрано неправильно, то следовало наказание — разного рода ограничения. Как бы это парадоксально не звучало, описанный случай — пример завуалированной борьбы за власть: «Когда я болею, то весь мир крутится вокруг меня». Невротический синдром у детей – это всегда форма защиты.

- И хроническое «воспаление хитрости», «чудесное выздоровление», как у Карлсона из детской книжки, тоже надо относить к неврозам?

- К самому началу. Большинство случаев «волшебного исцеления», когда слепой, поклонившись святым мощам прозрел, а  прикованный к инвалидному креслу — пошел, это проявления  истероидного или конверсионного расстройства. Цель — получить максимум внимания к себе, поддержку. И провоцирует это человек неосознанно для себя самого. Читать далее »

  • Метки