3 марта – Международный день охраны здоровья уха и слуха
Недавно в рамках сотрудничества между Санкт-Петербургским НИИ уха, горла, носа и речи, Красноярским медуниверситетом и красноярской «Клиникой новых технологий» в нашем городе оперировал известный хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук Владислав Евгеньевич КУЗОВКОВ.
О том, как вернуть «безнадёжный» слух, почему технику в красноярской клинике можно назвать «королевской» и каковы особенности заболеваний органа слуха у красноярцев – наша беседа с Владиславом Евгеньевичем КУЗОВКОВЫМ и директором «Клиники новых технологий» Сергеем Геннадиевичем ВАХРУШЕВЫМ.
– Владислав Евгеньевич, с чем чаще вы имеете дело?
В. К. – Я занимаюсь хирургической коррекцией нарушений слуха, в том числе тех случаев, которые раньше не поддавались лечению. Сегодня, по данным ВОЗ, разной степенью снижения слуха страдает более 500 миллионов человек в мире. И число это, увы, растет.
Мы чаще имеем дело с проявлениями и последствиями хронического отита и отосклероза. Существует ещё врождённая патология, при которой страдает механизм передачи звуков. Для нее характерно стойкое кондуктивное снижение слуха. Но и при такой патологии человеку можно помочь.
– Сергей Геннадиевич, в чем сложность отохирургичесих операций?
С. В. – Мы занимаемся отохирургией почти 15 лет. Это самая сложная «веточка» в нашей специальности. Среднее ухо и вся система височной кости имеет несколько высокоответственных областей. Там находится лицевой нерв, венозный синус, с этой областью граничит полость черепа. И работать на этом небольшом «пятачке» весьма и весьма непросто. Но операция – это ещё не всё!. На 50 % успех лечения зависит от своевременной диагностики и реабилитации после вмешательства.
– Как выполняются такие операции?
С. В. – При хроническом среднем отите удаляется очаг инфекции или воспаления. Далее проводится восстановление цепи слуховых косточек (или замена их протезом) и закрытие дефекта барабанной перепонки.
А вот для отосклероза характерно то, что слуховые косточки становятся неподвижными без гноя и воспаления. Их надо очень аккуратно удалить и заменить титановым протезом. Такое сложное и высокоточное вмешательство проводится под микроскопом.
– Что такое кохлеарная имплантация?
В. К. – Такая коррекция чаще производится людям, потерявшим слух в результате травм или заболеваний. Суть операции – в замене акустической стимуляции электрической. Система состоит из двух частей – импланта и речевого процессора (микрофона), который крепится за ухо.
Во время операции во внутреннее ухо пациента встраивают систему электродов, которые при помощи электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва помогают воспринимать звук. Эта новейшая чудо-технология позволяет доставлять сигнал непосредственно к слуховому нерву, в обход неработающих частей уха.
В Красноярске есть уже больше сотни пациентов с такими имплантами. Конечно, это дорогостоящее лечение, и, как правило, проводится оно по квоте государственных структур.
– Как по-вашему, в чем особенность заболеваний органа слуха у красноярцев?
В. К. – У жителей края часто формируются такие формы хронического отита, которые характеризуются агрессивным течением и возможностью развития тяжёлых осложнений. Таких больных много. Вероятно, это связано с климатическими условиями. Но отмечу, что и уровень оториноларингологической помощи у вас довольно высок.
– Расскажите о сотрудничестве с Санкт-Петербургским ЛОР НИИ.
С. В. – Мы выбрали несколько врачей и направили их на обучение в НИИ уха, горла, носа и речи в Санкт-Петербурге. Несколько месяцев они на практике осваивали новые ЛОР-технологии. Именно эти специалисты теперь у нас занимаются диагностикой, отбором на операцию и реабилитацией пациентов.
В. К. – Я очень рад сотрудничеству нашего Санкт-Петербургского ЛОР НИИ, Красноярского медуниверситета и клиники, в которой мы сейчас беседуем. Она заслуженно является клинической базой медуниверситета. Здесь удачно сочетаются помощь населению, частная инициатива, обучение медицинских работников. В клинике проводятся мастер-классы ведущих специалистов, и она всегда открыта для инновационных, передовых методов лечения.
– Дистанционное консультирование – особое направление в работе клиники. Расскажите об этом.
С. В. – Вот уже 6 лет, как мы апробировали эту технологию применительно к вопросам отохирургии, диагностики и реабилитации ЛОР-пациентов. Когда у нас возникают сомнения в постановке диагноза или нужна послеоперационная консультация, мы связываемся с Владиславом Евгеньевичем, другими специалистами и с помощью специального сервера передаём данные. Таким образом, в сложных случаях мы имеем возможность проконсультироваться с Санкт-Петербургским ЛОР НИИ или другими ведущими клиниками.
– Через какое время после операции пациент почувствует улучшение слуха?
В. К. – Результат труда хирурга и улучшение слуха во многом зависят от послеоперационного ухода. Нужно провести несколько исследований для оценки работы восстановленных или имплантированных слуховых косточек. При хроническом отите понять, насколько улучшится слух, можно спустя 3–6 месяцев – когда восстановится подвижность барабанной перепонки. А вот при отосклерозе сразу после удаления тампонов человек слышит хорошо.
– В чем секрет успеха «Клиники новых технологий»?
С. В. – Первое – это команда профессионалов. Мы проделали большую работу по отбору и подготовке кадров. У нас 8 врачей-оториноларингологов. Есть врачи узких специализаций (например, сурдолог), доктора, успешно проводящие реабилитацию после операций. Многие прошли подготовку в ведущих российских и зарубежных клиниках. Подчеркну – работа каждого члена команды крайне важна.
Второе – это современное оборудование. Клиника полностью оправдывает своё название. У нас одна из лучших в стране технологических баз.
В. К. – Недавно я был в Иордании, оперировал в королевском госпитале. Там используется точно такой же операционный микроскоп, как и в «Клинике новых технологий». Ваша клиника – вторая в России, в которой мы провели операцию по установке особого импланта среднего уха – системы Vibrant Soundbridge. Это сложный электронный имплант среднего уха. Применяется при некоторых формах хронического отита, когда у пациента есть снижение слуха. По сложности имплантация данной системы вполне сравнима с установкой кохлеарного импланта.
С. В. – Ещё один фактор успеха нашей команды – это то, что мы можем предложить хирургию одного дня. Что это значит? То, что мы должны так сделать операцию, чтобы уже на следующий день пациент мог без головокружения и риска осложнений уйти домой. Но для того, чтобы сократить пациенту послеоперационный период на 2–3 дня, доктору нужно отрабатывать свои навыки многие годы.
Беседовал В. КИСЕЛЕВ