ДЕКАБРЬ/2023 № 167

«Термоядерный ребенок», или почему некоторым детям скучно на уроках?

Александр Александрович Сорокин, детский врач-психотерапевт, специалист центра "ЛабиринтМед"Сегодня часто можно услышать фразу «ваш ребенок гиперактивен». А ведь гиперактивность нередко путают с подвижностью и живостью. Дети по своей природе активны и любознательны – они познают мир. На ощупь и на вкус, через бесконечные вопросы «почему?», «зачем?», «как?» и «что это?». Но можно ли назвать это гиперактивностью? И что есть гиперактивность у детей? Давайте разбираться.

Что же такое гиперактивность?

Гиперкинетический синдром – расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения.

На что нужно обратить внимание в поведении вашего ребенка? Первичные нарушения – это повышенная двигательная активность и дефицит внимания.

У таких детей отмечается неусидчивость в виде бесцельной двигательной активности: они бегают, вертятся на стуле, часто встают со своего места во время уроков или во время других ситуаций, которые требуют длительной концентрации внимания. Часто ребенок не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Он очень говорлив, находится в постоянном движении. У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль (неуклюж, роняет или ломает вещи).

Дефицит внимания характеризуется тем, что ребенку трудно концентрироваться, он легко отвлекается, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов на них. Такие дети с энтузиазмом берутся за новое задание, но так и не заканчивают его, отвлекаются на второстепенное. Они часто избегают выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственных усилий и концентрации, рассеянны и забывчивы.

Вторичные нарушения – это слабая успеваемость, трудность в общении, повышенная утомляемость, нарушение памяти, низкая умственная работоспособность.

Причины гиперактивности

Разумеется, синдром гиперактивности возникает не на пустом месте. Он может закладываться ещё до появления ребёнка на свет. Причины такого расстройства могут быть связаны с перинатальной патологией матери еще во время беременности. Это всевозможные токсикозы, обострение хронических заболеваний, инфекции, травмы в области живота, самостоятельные попытки прервать беременность, иммунологическая несовместимость резус-фактора, систематическое употребление алкоголя и курение. Существует также генетическая предрасположенность.

Другой причиной гиперактивности могут стать осложнения в родах: неправильное положение плода, стимуляция родовой деятельности, внутреннее кровоизлияние, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, длительный безводный период, асфиксия.

И наконец, гиперактивность могут спровоцировать психосоциальные причины. Например, если ребенок был нежеланным или практикуется неадекватный стиль воспитания в семье, случались психотравмы – все это факторы, способные вызвать гиперкинетический синдром. Имеет значение и социальный аспект: семьи, живущие в плохих социальных условиях, также в зоне риска.

Программа обследования и лечения

Вначале проводится консультация со специалистом (психиатром, неврологом, нейропсихологом или психологом), который по ее результатам назначает индивидуальную программу лечения.

К такой беседе надо подготовиться – собрать документы о течении беременности, как проходили роды, как рос и развивался ваш малыш с первого дня жизни, а также быть готовой ответить на другие вопросы специалиста.

Для детей с диагнозом «гиперактивность» важно подобрать индивидуальную комфортную коррекционную программу и рекомендации.

В неё обычно входит рациональная психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач, поведенческая терапия с обучением родителей, уменьшение психологической напряженности в семье, в детском саду и школе.

Что надо знать и помнить

Главное, родители должны понимать, что их чадо столь активно не назло им, а потому что оно таким является. Решать такие проблемы нужно не только у врача, но и дома согласно его рекомендациям. Они помогут вашему малышу адаптироваться в этой сложной жизни. Вот несколько советов от специалистов, которые вкупе с грамотным лечением помогут справиться с гиперактивностью.

Важно постоянно, методично закреплять границы ребенка, потому что это способствует развитию концентрации внимания. Периодически крепко обнимайте ваше неугомонное чадо – такие внешние проявления родительских чувств хорошо влияют на формирование его психики.

Детям с повышенной гиперактивностью важно соблюдать распорядок дня: все запланированные дела должны повторяться в одной и той же последовательности и в одно и то же время. И такой порядок надо непременно соблюдать!

Для гиперактивного ребенка очень важна постановка задачи. Если вы хотите, чтобы он выполнил вашу просьбу, нужно, чтобы она была поставлена ясно и точно. Не давайте сразу несколько заданий.

Чтобы ребенок был готов к занятиям на развитие внимания, надо, чтобы он был физически утомлен. Ему надо побегать, попрыгать, выплеснуть всю энергию и только после этого можно приступать к упражнениям на развитие внимания.

Синдром гиперактивности также сопровождается нарушениями сна. Иногда по рекомендациям врачей можно принимать слабые препараты, чтобы малыш мог улучшить отдых и восстановить силы.

Важно при общении с гиперактивным ребенком избегать «повышенных тонов», эмоциональных всплесков, ругани и т. п. В любой ситуации лучше всего разговаривать тихо и спокойно. Устные инструкции надо подкреплять визуально, это связано с особенностями возраста – ребенку будет проще вас понять. Это может быть план-календарь, расписание, распорядок дня, оформленный ярко и красиво на каком-нибудь плакате, который вы можете сделать вместе с ребенком. Сюда вы будете вместе с ним записывать время приема пищи, выполнения заданий, распорядок прогулок и сна.

И ещё: необходимо своевременное обращение к специалистам! Тогда вы сможете полностью справиться с проблемой при условии терпеливого отношения к ребенку, любви к нему и способности принять его особенности.

Готовимся к школе

Мало справиться с гиперактивностью ребенка, надо еще научить его учиться. Переход от дошкольного образования к школьному – это очень непростой процесс. Важно, чтобы ребенок принял новую систему правил и требований, умел поддерживать нужный уровень своей концентрации.

Для того чтобы поддержать желание учиться, нужно следовать нескольким несложным правилам. Ни в коем случае не торопите ребенка при выполнении домашних заданий. Поддерживайте интерес к ним. Не упрекайте за ошибки и не сравнивайте его с другими детьми. Если он делает домашнюю работу с родителями – он должен получать от этого удовольствие. Главное, не убить этот новый интерес к познаниям.

Ошибки неизбежны. Важно научить ребенка и научиться самим воспринимать ошибки как естественный процесс. Не проявляйте излишней тревоги по поводу его неудач!

Если вы видите, что ребенок устал, не заставляйте его продолжать занятия – пусть сделает перерыв. Помните, что ребенку 6–7 лет больше подходит именно игровая форма занятий. Щедро хвалите ребенка за то, что у него лучше всего получается. Это нужно, чтобы сформировать уверенность в собственных силах.

Не делайте школьную оценку идолом для поклонения. Это ошибка многих родителей. У ребенка пропадает мотивация к получению именно знаний, а не оценок. Вместо стремления к знаниям может прийти культ отличной оценки.

Проблему гиперактивности не решить только волевым прессом, авторитарными нотациями и наказаниями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические особенности, справиться с которыми он сам не в состоянии. Дисциплинарные меры воздействия не приведут к улучшению его поведения.

Медицинский центр «ЛабиринтМед»

Детское оздоровительное отделение

Неврология Психология Нейропсихология Психиатрия Кабинет мануальной терапии
Логопедия Дефектология Массажный кабинет Зал лечебной физкультуры

ул. Вильского, д. 16г, (391) 217-80-30

лабиринтмед.рф, [email protected]

Лиц. МЗ по Красн. краю ЛО-24-01-0001712 от 23.03. 2012 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

122

  • Метки