ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Материал с дополнительной информацией

Педагог-дефектолог, аутолог Надежда ЧЕВЫЧЕЛОВА

Педагог-дефектолог, аутолог Надежда ЧЕВЫЧЕЛОВА, КрасноярскКаждый ребенок уникален, растет со своими индивидуальными особенностями. И очень важно, чтобы родители знали об основных возрастных периодах развития маленького человека. При возникших проблемах нельзя тянуть с обращением к специалисту-дефектологу или коррекционному педагогу.

Ко мне часто обращаются родители ребятишек с задержкой речевого, интеллектуального развития, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра и другими особенностями. Целью моей работы является адаптация ребенка в социальной и учебной сфере жизни, максимальная компенсация его особенностей развития.

Ранняя диагностика детей с нарушениями в развитии позволяет обнаружить отклонения и определить пути их коррекционного обучения. Одной из моих приоритетных задач является создание условий для эффективного преодоления или коррекции нарушений в развитии ребенка с самого раннего возраста.

Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной может быть коррекция и компенсация дефекта. В некоторых случаях возможно полное предотвращение вторичных нарушений развития.

Большое значение имеет пластичность нервной системы ребёнка более младшего возраста. Его нервная система более гибко реагирует на воздействие извне. У малыша есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

После обследования ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы, и в зависимости от уровня знаний, умений, навыков ему будут рекомендованы групповые или индивидуальные занятия.

На заключительном этапе коррекции проводится обстоятельная беседа дефектолога с родителями и ребенком. Даются рекомендации по дальнейшей работе, а также способам профилактики.

Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной может быть коррекция и компенсация дефекта.

Обращайтесь по тел. 285-37-93


УМЕНИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

Вашему ребенку 3-4 года:

Уметь называть имя, фамилию свою и людей ближайшего окружения; показывать, называть свой возраст.

Уметь отвечать на вопросы; согласовывая слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под.

Уметь пользоваться обобщающим словом (»фрукты», «овощи» и т.д.); ориентироваться в основных цветах, геометрических фигурах; различать времена года.

Уметь правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать «доски-вкладыши»; устанавливать связь между предметами и явлениями.

Уметь находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по образцу.

Уметь запоминать 3-4 картинки, знать несколько коротких стихотворений, воспроизвести небольшую сказку с помощью; пересказать содержание картинки с помощью вопросов.

Уметь находить в быту много предметов и один; объяснять каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).

Уметь изображать элементарные предметы и явления в окружающей действительности, пользуясь прямыми, округлыми, наклонными, длинными, короткими, пересекающимися линиями.

Это «одни из» знаний, умений и навыков, которыми должен уметь пользоваться ребенок 3-4 лет.

Рекомендации дефектолога для занятия с ребенком 3-4 лет.

Знакомство с окружающим миром.

Рассмотрите картинки с изображением различных предметов. Помогите ребенку назвать предметы по отдельности, а затем одним словом «фрукты». Аналогично с животными, транспортом и т.д.

Покажите ребенку картинки с временами года (важно, чтобы было изображено одно и то же место). Помогите назвать времена года, проговорите основные признаки.

Развитие внимания.

Нарисуйте контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга. Какие предметы спрятались?

Найдите на картинке одинаковые предметы, определите их цвет, форму и т. д.

Раскрасьте фигуры по образцу.

Найдите отличия на картинке. Если ребенок затрудняется, помогите, задайте наводящие вопросы.

Развитие памяти.

Вспомним героев сказки «Репка». Кто посадил репку? И т.д.

Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок называет предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.

Развитие мышления.

Найти заплатку к коврику. Синий коврик, а у него посередине нарисован синий круг, который нарисован еще и отдельно. Желтый коврик с желтым треугольником посередине, и так далее.

2 картинки. Одна с животными, на другой где живут животные. Где чей дом?

Развитие речи.

Назови какие животные живут в лесу? Как называются эти животные? Какие животные живут в деревне, дома? Как называются эти животные? Как называются их детеныши?

Опишите в 2-3 предложениях картинку: кто, что изображено на картинке, какие у него глаза, что держит в зубах и т.д.

Ориентировка на картинке. Например: кот лежит на диване, мяч лежит под столом, мальчик стоит справа.

Назовите действие: машина едет, самолет летит, заяц прыгает и т. д.

Развитие мелкой моторики.

Рисунки в данном возрасте воспроизводят схемы и графические изображения. Подобные рисунки являются нормой до четырех летнего возраста.

Нарисуйте вместе с ребенком дождик, забор, лучи солнца и т.д.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

120

  • Метки