Материал с дополнительной информацией
Педагог-дефектолог, аутолог Надежда ЧЕВЫЧЕЛОВА
Каждый ребенок уникален, растет со своими индивидуальными особенностями. И очень важно, чтобы родители знали об основных возрастных периодах развития маленького человека. При возникших проблемах нельзя тянуть с обращением к специалисту-дефектологу или коррекционному педагогу.
Ко мне часто обращаются родители ребятишек с задержкой речевого, интеллектуального развития, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра и другими особенностями. Целью моей работы является адаптация ребенка в социальной и учебной сфере жизни, максимальная компенсация его особенностей развития.
Ранняя диагностика детей с нарушениями в развитии позволяет обнаружить отклонения и определить пути их коррекционного обучения. Одной из моих приоритетных задач является создание условий для эффективного преодоления или коррекции нарушений в развитии ребенка с самого раннего возраста.
Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной может быть коррекция и компенсация дефекта. В некоторых случаях возможно полное предотвращение вторичных нарушений развития.
Большое значение имеет пластичность нервной системы ребёнка более младшего возраста. Его нервная система более гибко реагирует на воздействие извне. У малыша есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.
После обследования ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы, и в зависимости от уровня знаний, умений, навыков ему будут рекомендованы групповые или индивидуальные занятия.
На заключительном этапе коррекции проводится обстоятельная беседа дефектолога с родителями и ребенком. Даются рекомендации по дальнейшей работе, а также способам профилактики.
Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной может быть коррекция и компенсация дефекта.
Обращайтесь по тел. 285-37-93
УМЕНИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
Вашему ребенку 3-4 года:
Уметь называть имя, фамилию свою и людей ближайшего окружения; показывать, называть свой возраст.
Уметь отвечать на вопросы; согласовывая слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под.
Уметь пользоваться обобщающим словом (»фрукты», «овощи» и т.д.); ориентироваться в основных цветах, геометрических фигурах; различать времена года.
Уметь правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать «доски-вкладыши»; устанавливать связь между предметами и явлениями.
Уметь находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по образцу.
Уметь запоминать 3-4 картинки, знать несколько коротких стихотворений, воспроизвести небольшую сказку с помощью; пересказать содержание картинки с помощью вопросов.
Уметь находить в быту много предметов и один; объяснять каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
Уметь изображать элементарные предметы и явления в окружающей действительности, пользуясь прямыми, округлыми, наклонными, длинными, короткими, пересекающимися линиями.
Это «одни из» знаний, умений и навыков, которыми должен уметь пользоваться ребенок 3-4 лет.
Рекомендации дефектолога для занятия с ребенком 3-4 лет.
Знакомство с окружающим миром.
Рассмотрите картинки с изображением различных предметов. Помогите ребенку назвать предметы по отдельности, а затем одним словом «фрукты». Аналогично с животными, транспортом и т.д.
Покажите ребенку картинки с временами года (важно, чтобы было изображено одно и то же место). Помогите назвать времена года, проговорите основные признаки.
Развитие внимания.
Нарисуйте контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга. Какие предметы спрятались?
Найдите на картинке одинаковые предметы, определите их цвет, форму и т. д.
Раскрасьте фигуры по образцу.
Найдите отличия на картинке. Если ребенок затрудняется, помогите, задайте наводящие вопросы.
Развитие памяти.
Вспомним героев сказки «Репка». Кто посадил репку? И т.д.
Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок называет предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
Развитие мышления.
Найти заплатку к коврику. Синий коврик, а у него посередине нарисован синий круг, который нарисован еще и отдельно. Желтый коврик с желтым треугольником посередине, и так далее.
2 картинки. Одна с животными, на другой где живут животные. Где чей дом?
Развитие речи.
Назови какие животные живут в лесу? Как называются эти животные? Какие животные живут в деревне, дома? Как называются эти животные? Как называются их детеныши?
Опишите в 2-3 предложениях картинку: кто, что изображено на картинке, какие у него глаза, что держит в зубах и т.д.
Ориентировка на картинке. Например: кот лежит на диване, мяч лежит под столом, мальчик стоит справа.
Назовите действие: машина едет, самолет летит, заяц прыгает и т. д.
Развитие мелкой моторики.
Рисунки в данном возрасте воспроизводят схемы и графические изображения. Подобные рисунки являются нормой до четырех летнего возраста.
Нарисуйте вместе с ребенком дождик, забор, лучи солнца и т.д.