ДЕКАБРЬ/2023 № 167

1 марта – Всемирный день иммунитета

detskiy-infekzionist-krasnoyarskЕжегодно 1 марта, вот уже в 10-й раз отмечается Всемирный день иммунитета. Наверное, не случайно выбран первый день весны, ведь именно в это время года, когда особенно нужны силы и энергия, в организме снижается обмен веществ, истощается запас витаминов и минеральных веществ, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Иными словами, слабеет иммунитет.

Что же такое иммунитет?

Вокруг нас миллионы бактерий, вирусов, аллергенов. Сталкиваемся мы с ними ежесекундно и тем не менее не заболеваем. Защиту человека от чужеродных агентов обеспечивает иммунная система, состоящая из центральных и периферических органов. К первым относятся костный мозг и вилочковая железа, ко вторым – селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань (слизистые оболочки и кожа). Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. В обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры.

Иммунитетом называют способность организма бороться с инфекционными агентами – носителями чужеродной генетической информации (вирусами, бактериями и грибами) либо веществами, например, «ядами» различного происхождения, которые мы употребляем в пищу или вдыхаем.

Проще говоря, иммунитет является главным фактором устойчивости организма к инфекциям. Различают естественный (врожденный) иммунитет, обусловленный генетически, и приобретенный в течение жизни человека. На создание приобретенного иммунитета и рассчитана вакцинопрофилактика.

Вакцинопрофилактика: путь неудач и триумфов

Одним из величайших достижений медицины XX века является вакцинация. Во всем мире она признана наиболее эффективным, экономичным и доступным средством в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Попытки создать у человека невосприимчивость к заразным болезням предпринимались на протяжении многих веков. Считается, что история современной вакцинопрофилактики началась 14 марта 1796 года, когда английский аптекарь и хирург Эдвард Дженнер привил против натуральной оспы 8-летнего мальчика содержимым пузырька с руки женщины, заразившейся коровьей оспой. Через 1,5 месяца мальчику ввели материал от больного натуральной оспой – мальчик остался здоровым. Через 5 месяцев заражение повторили – мальчик вновь не заболел.

Эксперимент повторили еще 23 раза. В 1798 г. оспопрививание ввели в английской армии и на флоте. К 1805 г. смертность от натуральной оспы в Англии снизилась в 3 раза. Именно Эдвардом Дженнером и был предложен термин «вакцинация», а вот теоретическое обоснование методу более чем через 100 лет дал французский ученый Луи Пастер.

Путь создания современных вакцин был полон неудач и даже трагедий, но в конечном итоге привел к огромному успеху. Безусловно, триумфом вакцинации явилась ликвидация оспы во всем мире к 1980 году, позволившая более 20 лет назад отменить саму противооспенную вакцинацию. К настоящему времени в большинстве стран мира ликвидирован полиомиелит, имеются предпосылки ликвидации кори в Европейском регионе.

Практически в течение жизни одного поколения были ликвидированы или сведены до минимума более десятка тяжелых инфекций, наносивших ранее тяжелый урон. Эффективность вакцинации во всем мире общепризнанна, нет ни одной другой программы в области здравоохранения, которая дала бы столь впечатляющие результаты.

Прививка – благополучие наших детей!

К сожалению, эти достижения часто подвергаются сомнению. Критика в адрес иммунопрофилактики в СМИ имеет самые нежелательные последствия, когда прививка начинает восприниматься как «серьезное вмешательство». Действительно, вакцинация является вмешательством в нашу иммунную систему, но ведь иммунная система как раз и создана для того, чтобы реагировать на все чужеродное и защищать от него наш организм. Если не вмешиваться в иммунную систему, то она не будет готова отразить атаку возбудителя.

Имеет значение и то, что теперь мало кто встречался с теми инфекциями, от которых мы защищаем детей прививками. Лет 30–40 назад родителей не надо было убеждать и объяснять им, чем страшна корь или дифтерия – примеров смерти детей от этих инфекций было сколько угодно. Коклюшный кашель слышен был в любом городском дворе, а хромающий школьник с параличом после полиомиелита был чуть ли не в каждом классе.

Благополучие наших детей – отсутствие угрозы этих инфекций достигнуто исключительно благодаря широкому проведению профилактических прививок. Так, благодаря иммунизации и другим мерам ежегодное число случаев смерти детей 0–5 лет в мире сократилось с 9,6 млн в 2000 году до 7,6 млн в 2010 году. Число случаев смерти от управляемых инфекций (дифтерия, корь, неонатальный столбняк, коклюш, полиомиелит) снизилось за эти годы с 0,9 млн до 0,4 млн.

Нужно помнить, что некоторые инфекции могут быть смертельными для ребенка или вызывать тяжелые последствия. Поэтому особенно важным является то, что иммунизация позволяет подготовить иммунную систему маленького человека к контакту с возбудителем и снизить риск заболеваний.

Когда и как прививать ребенка?

Вакцинопрофилактику проводят в рамках Национального календаря профилактических прививок. Календарь – основной механизм реализации программ иммунизации, рациональная схема, определяющая число доз и сроки введения каждой вакцины, совместимость различных препаратов. Сегодня число «закалендаренных» инфекций в развитых странах выросло до 17 (кроме прививок по эпидпоказаниям).

Перечень прививок Национального календаря профилактических прививок (НКПП) России, определенный Федеральным законом, включает прививки против 12 инфекций. В частности, с 2014 года Мин-здрав РФ вводит в календарь иммунопрофилактики прививки против пневмококковой инфекции, а также гемофильной инфекции типа b (ХИБ) для всех детей. Именно эти инфекции в раннем детском возрасте нередко протекают очень тяжело и могут закончиться летальным исходом.

Вакцинопрофилактика детей

Первые прививки обычно выполняют в родильном доме (против гепатита В и туберкулёза). Вакцинацию против ротовирусной инфекции можно начинать с 2 месяцев. Затем с возраста 3 месяцев рекомендована вакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Существуют настоятельные рекомендации по защите детей от пневмококковой и гемофильной инфекции уже на первом году жизни. В возрасте 1 год (и далее ежегодно) проводится реакция Манту (не является прививкой) и вакцинация против кори, краснухи, паротита, ветряной оспы. На втором году жизни можно начинать иммунизацию против гепатита А и клещевого энцефалита.

В возрасте 6 лет, перед школой, проводится ревакцинация против некоторых инфекций (коклюша, дифтерии, столбняка, кори, краснухи, паротита). В подростковом возрасте ревакцинации продолжаются согласно Календарю прививок. Вакцинацию против гриппа можно проводить с 6 месяцев жизни.

Подводя итоги

В целом специфика профилактики состоит в том, что, предупреждая либо своевременно корректируя нарушения иммунитета, можно предотвратить возникновение заболеваний многих органов и систем. Основу нашего здоровья закладывают такие простые факторы, как здоровый сон, дозированные физические нагрузки и полноценное сбалансированное питание.

Всемирный день иммунитета – ещё один повод задуматься о своем здоровье и принять все меры для его укрепления. Ведь здоровый иммунитет позволяет человеку избежать большинства заболеваний, прожить здоровую и полноценную жизнь.

ФАКТЫ

-> По оценкам ВОЗ, за последние 100 лет продолжительность жизни людей увеличилась на 25 лет, и ведущая роль в этом принадлежит чистой питьевой воде и вакцинации.

-> Новорожденные дети получают от матери антитела к кори, эпидемическому паротиту и ряду других инфекций. Однако материнские антитела защищают ребенка только в течение первых месяцев жизни ребенка, а затем исчезают.

-> В мае 2012 года 194 страны на Всемирной ассамблее здравоохранения определили «Концепцию Десятилетия вакцин» (2011–2020 гг.), которая должна обеспечить к 2020 году и далее преимущества от иммунизации для всех людей, независимо от того, где они родились, каково их социальное положение и где живут.

120

  • Метки