ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Татьяна Леонидовна МаньковаВо всём мире глаукомой поражено почти 70 млн человек. Из них 4,5 млн полностью потеряли зрение. В США это второе по значимости заболевание, приводящее к слепоте. А 6 марта (этот день уже скоро) был учреждён Всемирный день борьбы с глаукомой.

Ежегодно в этот день по всему миру в клиниках и университетах проходят дни открытых дверей: специалисты читают лекции, создаются фильмы. В десятках российских городов проводятся конференции, посвящённые глаукоме. Всё это свидетельствует о том, что данное заболевание – чрезвычайно распространено и опасно.

Наш собеседник – Тамара Леонидовна МАНЬКОВА, один из ведущих специалистов Международного офтальмологического центра «ИРИС», заслуженный врач Российской Федерации.

– Насколько остро стоит проблема глаукомы в нашем крае?

– Проблема давняя и трудноразрешимая. К сожалению, у нас нет необходимых условий для измерения внутриглазного давления даже у пациентов, относящихся к группе риска по глаукоме: у лиц старше 45; у людей, страдающих выраженной близорукостью; у тех, кто по этому заболеванию имеет наследственную предрасположенность.

– Сложность в том, что нет аппаратуры?

– Глазные кабинеты оснащены тонометрами Маклакова, но это устаревший прибор, и измерять давление им очень трудно. Для массового применения и скрининга он не годится.

А надо бы, чтобы современными глазными тонометрами были оснащены не только глазной и доврачебный кабинеты территориальных поликлиник, но и частные магазины «Оптика». Это не так дорого…

– Как должен проводиться скрининг?

– Хорошие результаты могут дать периодические  осмотры у окулиста. Схема должна быть такой: каждому пациенту старше 40 лет, обратившемуся в поликлинику, помимо флюорографии и  артериального давления в обязательном порядке (!) надо измерять и внутриглазное давление.

– Какие симптомы могут свидетельствовать о том, что у человека развивается глаукома?

– У многих пациентов признаков болезни нет совсем. Только 15 % жалуются на боль в надбровной области, затуманивание зрения.

С возрастом в организме происходят определённые изменения. Они могут привести к повышению внутриглазного давления, но не всегда это болезнь. Если наблюдать таких больных несколько лет, то можно предотвратить 10–15 % заболеваний глаукомой.

– Насколько важна именно ранняя диагностика глаукомы?

– Чрезвычайно важна. При глаукоме, в отличие, например, от катаракты, происходит необратимая потеря зрения. А при ранней диагностике можно начать лечение ещё тогда, когда не произошли функциональные изменения. Это позволит сохранить зрение пациента как можно дольше.

Каждый вторник в Центре «ИРИС» посвящён глаукоме. В этот день пациенты приходят к нам на диагностику.

– А что такое «мягкая» глаукома?

– Если коротко, это когда внутриглазное давление повышено незначительно (глаукома при псевдонормальном давлении), но прогрессирует болезнь довольно быстро. Такое чаще наблюдается у лиц 70–75 лет и старше. На первый план выступает поражение радужки и сетчатки. Клетки сетчатки разрушаются с последующей атрофией зрительного нерва.

Такие формы заболевания возникают в сочетании с атеросклерозом, гипертонической болезнью, сахарным диабетом.

– Какой из методов лечения наиболее эффективен?

– Сегодня существует три вида лечения, медикаментозное, лазерное и хирургическое. При медикаментозном лечении применяются гипотензивные капли. Многие из них дают положительный результат.

Однако, если есть возможность проводить лазерное лечение – начать можно с него. Оно не сопровождается болевыми ощущениями и даёт хороший эффект. Его можно проводить даже несколько раз в год. В нашей клинике пролечено несколько сотен таких больных.

И третий вид лечения – хирургический. У него есть недостатки, например, у части больных после антиглаукомных операций начинает быстро развиваться катаракта, требующая повторного вмешательства.

– А что делать в сложных случаях?

– Встречаются пациенты, у которых и операции недостаточно эффективны, и капли не помогают. Тогда переходят к более радикальным мерам, ставят экспресс-дренаж – миниатюрную металлическую трубочку. Она препятствует закрытию дополнительного канала оттока жидкости.

В Центре «ИРИС» проведено несколько десятков таких вмешательств, и они дали стабильный результат. Этот метод прекрасно себя показал в европейских клиниках.

В заключение выскажу пожелание, чтобы состояние ранней диагностики и лечения глаукомы по результативности вышло хотя бы на уровень, достигнутый в 70–80-е годы под руководством Павла Гавриловича Макарова. Технические предпосылки для этого более чем достаточные. Самое трудное, как всегда, в организации.

Международный офтальмологический Центр

ул. Ленина, 74г, строение 1

+ 7 (391) 277-33-11

www.krasiris.ru

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Лиц. № ЛО-2401000425, выд. 04.06.09  минздравом Кр. Края

112

  • Метки