ДЕКАБРЬ/2023 № 167

forum

В Красноярске 22-23 ноября 2012 года состоялся первый Форум частных медицинских организаций Сибири. Организаторами форума выступили Некоммерческое партнерство «Медальянс» (Красноярск), Некоммерческое партнерство «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» (Москва), Некоммерческое партнерство «Здоровье Сибири» (Иркутск), Некоммерческое партнерство «Центр стратегических инициатив «Частное здравоохранение» (Москва).

В работе Форума приняло участие 89 представителей частной системы здравоохранения из 12 регионов РФ.

Форум способствовал консолидации участников рынка медицинских услуг регионов Сибири для развития частного здравоохранения в интересах потребителей и для успешного диалога с региональной и федеральной исполнительной и законодательной властью.

Участники Форума отметили, что частная система здравоохранения наравне с государственной и муниципальной системами здравоохранения законодательно имеет равное право на деятельность в сфере охраны здоровья.

Сегодня в России медицина развивается как сфера услуг, имея при этом социальную и экономическую составляющую, поэтому развитие частной системы здравоохранения является закономерным  процессом создания цивилизованного рынка медицинских услуг.

Однако, в здравоохранении сохраняются системные проблемы, когда организационные принципы советской медицины уже не обеспечивают задачу поддержания здоровья нации, а формирующаяся новая система не может вписаться в объективные условия необходимости существования системы здравоохранения и медицины в условиях рынка.

К этим проблемам относятся:

Неадекватность нормативно-правового регулирования в здравоохранении, так как при формировании нормативно-правовой базы не учитываются реалии рынка медицинских услуг и различия в государственной и частной форме собственности, что ведёт к необоснованной  нагрузке на бизнес и созданию административных барьеров для частного здравоохранения.

Недостаточно используется механизм общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в здравоохранении.

Существующая система налогообложения не учитывает социальной роли частных медицинских организаций. При этом отсутствуют льготы в налогообложении для малых и микро- предприятий системы здравоохранения, которых в частном здравоохранении большинство.

Наличие квазирынка в виде платных медицинских услуг в государственных ЛПУ, препятствующее созданию цивилизованного рынка медицинских услуг.

Наличие дискриминации в допуске частных медицинских организаций к участию в Программе государственных гарантий и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи не позволяет потребителям медицинских услуг в полной мере  реализовать своё право на выбор медицинской организации и врача.

Существующие тарифы ОМС установлены значительно ниже  себестоимости медицинских услуг, что создаёт дополнительные трудности участия в системе ОМС частных медицинских организаций.

Не разработаны подзаконные акты для реализации федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в результате чего создаются проблемы в частных медицинских организациях при проведении государственного контроля и надзора.

Имеются существенные сложности с переходом на обязательные стандарты и порядки медицинской помощи в связи с организационно-правовыми различиями  государственного и частного здравоохранения. Утвержденные порядки основываются на устаревших нормативах и не могут быть на практике применены в частной медицине.

Недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства, предпринимательской инициативы, что препятствует внедрению инноваций и развитию реальной конкуренции в отрасли.

Отсутствие в России единой национальной врачебной организации, способной взять на себя имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности врачей.

Недостаточное участие гражданского общества в решении проблем охраны здоровья.

Участники Форума приняли решение, что необходимо:

1. Создать условия для добросовестной конкуренции на рынке медицинских услуг, приведя в соответствии с требованиями рынка платные медицинские услуги в государственных ЛПУ.

2. Обеспечить медицинским организациям равный доступ к ресурсам ОМС независимо от формы собственности и вида организации. Тарифы ОМС при этом должны соответствовать себестоимости услуг и обеспечивать воспроизводство основных средств.

3. Бюджетные средства всех уровней, направляемые на финансирование высокотехнологической медицинской помощи, должны распределять на конкурсной основе между всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

4. Установить законодательно возможность соплатежей потребителей медицинских услуг при участии частных медицинских организация в системе ОМС.

5. Не должны взимать налоги с доходов от оплаты по программе государственных гарантий.

6. Необходимо установить  налоговую  ставку 0 процентов организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

7. Приоритетной формой стимулирования здравоохранения из бюджета любого уровня должны быть:

- наполнение финансовыми средствами фонда ОМС;

- предоставление гарантий банкам в отношении заемщиков — медицинских организаций;

- предоставление льгот — земельных участков, аренда имущества, налоговые вычеты, субсидирование процентной ставки по кредиту.

8. Создать единую национальную врачебную организацию в России, обеспечив условия управления для ее функционирования, соответствующую стандартам корпоративного управления Всемирной медицинской ассоциации.

9. Способствовать развитию: саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении, самоконтроля в частном здравоохранении и   ответственности медицинского бизнеса за оказание медицинских услуг.

10. Осуществить переход от лицензирования хозяйственной деятельности медицинских организаций к лицензированию врачей. При этом создать систему аккредитации медицинских организаций, как условие участия в Программе государственных гарантий.

11. С развитием саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении, законодательно установленный государственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности, должен быть отменен в отношении членов саморегулируемых организаций, так как устанавливаемые при саморегулировании стандарты предпринимательской деятельности и организованный самоконтроль в СРО в полной мере могут обеспечивать оказание медицинских услуг надлежащего качества.

Участники Форума считают необходимым обратиться к федеральным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе с просьбой принять меры по решению вышеуказанных задач.

  • Метки