Беседа с руководителями частной службы скорой медицинской помощи в Красноярске
Начало работы частной скорой помощи в нашем городе, без преувеличения, стало важным и знаковым событием. Пожалуй, открытие ни одной, даже самой крупной частной клиники, не привлекло такого внимания горожан, не вызвало столько разговоров и размышлений. Разумеется, у тех, кто ценит здоровье и жизнь, хочет видеть свой город удобным, передовым и вообще лучшим хотя бы среди сибирских городов.
У красноярцев появилась реальная возможность выбора ещё в одной отрасли медицины — скорой медицинской помощи. Заметим, что слоган «Выбор – за пациентом!» вот уже 15 лет стоит на первой странице и нашей газеты «Вестник Мединфо».
Итак, позади 2 месяца работы красноярской частной скорой помощи. Наши собеседники: директор предприятия «КрасНЕО» Наталья Николаевна ЖУКОВА и его исполнительный директор, врач-организатор здравоохранения Александр Олегович ФЕТИСОВ.
- Есть ли опыт работы подобных предприятий в нашей стране?
Н.Ж.: Служба частной скорой в современной России существует с 1996 года. Такие «Скорые» есть уже в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске.
Конечно, в начале нашего проекта мы изучили рынок по всей России. Наибольшего внимания заслуживает опыт работы частной скорой в Санкт-Петербурге, Москве и Калининграде.
- «Первой скорой» в Красноярске всего два месяца. С какими проблемами вы столкнулись в первые недели?
А.Ф.: На сегодняшний день мы оказали помощь более 600 пациентам. И считаем, это хороший показатель. К открытию готовились основательно, поэтому проблемы организационного и технического характера решены были ещё на подготовительном этапе, что позволило нам приступить к работе слажено и чётко.
Хотя были и сложности. Да они и остаются. К примеру, рынок добровольного медицинского страхования. Это очень трудоёмкий временной процесс. Как только мы начнём по-настоящему работать в этой системе, застрахованные красноярцы смогут получать наши услуги по полису ДМС.
- Что новое привнесла «Первая скорая» в красноярское здравоохранение?
А.Ф.: На мой взгляд, большое значение имеет само открытие службы частной скорой помощи. Ведь к сегодняшнему дню у нас в городе сформировалось довольно солидное сообщество частных клиник. А вот сегмент оказания экстренной помощи, фактически, отсутствовал. Так и родилась идея дать возможность жителям города и края получать такие услуги.
Автомобили наши (Ford,Volkswagen) оборудованы по высокому европейскому стандарту – класс «С». В машине врач работает в полный рост. Для бережной переноски больного автомобили оснащены различными системами ручной транспортировки: жёсткие, кресельные, мягкие и основные носилки. Кажется, вроде бы мелочи - климат-контроль, горячая вода, комфортное место для фельдшера, подогрев, обязательная обработка поверхностей… Но они позволяют оказывать помощь в комфортных и безопасных условиях. Пациент чувствует себя в надёжных руках, а доктор качественно выполняет свою работу.
Хотя, в основе нашей базы — государственный стандарт оказания скорой медицинской помощи, мы имеем другой формулярный перечень лекарственных средств. Наша планка выше и набор медикаментов, соответственно, больше.
И ещё один важный момент. Кроме основной лицензии, у нас есть лицензия на использование наркотических и психотропных средств, поэтому частная скорая готова оказать помощь и в случаях, когда потребуется использование подобных препаратов. А родителям, тревожащимся за своих детей хочу сообщить, что «Первая скорая» оказывает и педиатрическую помощь, имея также соответствующую лицензию.
- Расскажите о транспортной логистике для ваших пациентов.
А.Ф.: При необходимости врачи «Первой скорой» доставят пациента в стационар — в дежурный или, по выбору, например, в отделение «Сибирского клинического центра». С этой клиникой мы имеем соответствующий договор. Но в таких случаях лечение в Центре ФМБА оплачиваются отдельно.
Если показания к госпитализации сняты или она отложена — бригада «Первой скорой» отвезёт больного домой совершенно бесплатно.
- Но ведь далеко не каждый вызов заканчивается госпитализацией …
А.Ф.: Когда госпитализация не нужна — специалист окажет помощь, даст необходимые рекомендации, назначит лечение, может оставить минимальный набор медикаментов, если вызов пришёлся на ночь. Больному или его родственникам наши врачи обязательно отдадут выписку и «отзвонятся» им в течение трёх часов.
- Каков «социальный срез» ваших пациентов?
Н.Ж.: Мы уже убедились, что социальный статус наших больных совершенно разный — нам звонят и молодые пары, и пенсионеры, и люди среднего возраста. Самый маленький пациент, какой у нас был — одномесячный малыш.
Если разделить по территории, то 87% звонков — от жителей города, 13% – из районов края. В сутки нам поступает более 40 звонков на шесть дежурных бригад. Бывают просто «консультативные» звонки и есть вызовы только для транспортировки больного. Интересно, что в первые дни много звонили красноярцы пожилого возраста, которые ждали нашего открытия.
- Как строится работа бригад «Первой скорой»?
Н.Ж.: …поступил вызов, выезжает врачебная бригада и доктор ещё в пути, по телефону, связывается с пациентом или его родственниками. Первые минуты самые важные, они «золотые». Нередко правильное или неправильное поведение окружающих определяет судьбу больного.
По прибытию в комплексе оказывается скорая и неотложная медицинская помощь. И только когда лечебно-диагностических мероприятий завершены, пациент рассчитывается с доктором, оформляется квитанция либо чек мобильного терминала при безналичной форме оплаты услуги.
Контроль качества проводится ежедневно. Главный врач обзванивает пациентов (которым оказана помощь за предыдущие сутки) и узнаёт мнение о работе специалистов. Это помогает нам устранять возможные недостатки и совершенствоваться.
- Какова структура вызовов?
Н.Ж.: Вызовы к пациентам – 60%, медицинская транспортировка — 35%, дежурства на массовых мероприятиях – 5%.
Доставляются пациенты выписанные из стационара, в клинику на диагностику, больные из районов края в город. Недавно мы транспортировали ребёнка из Новосибирска, ездили в Уфу.
- Ещё один важный и «хитрый» вопрос. Все мы знакомы с очень непростой ситуацией на дорогах нашего города. Через какое время ваша машина приезжает на вызов?
Н.Ж.: Конечно же, на вертолётах мы не летаем. По адресу пр. Металлургов, 8 находится основная служба частной скорой.
За 2 месяца работы среднее время прибытия бригады к пациенту составило 11 минут. Подчеркну, именно среднее время и только в пределах Красноярска. Доезд в пригороды составляет в среднем 20 минут. Все машины (их у нас шесть) и диспетчерская оборудованы системой навигации ГЛОНАСС.
Нам только 2 месяца. Всё ещё впереди. Пройдёт совсем немного времени и наши услуги будут столь же привычны и востребованы, как, скажем, аптека или частная стоматология.
«ПЕРВАЯ СКОРАЯ» – т. 2-03-03-03
Подготовили Е. Ивашкина, В. Киселёв. Фото О. Бринь,
Красноярская медицинская газета «Вестник Мединфо»,
сайт врачи-красноярска.рф
ЛО-24-01-001733 от 15.06.2012