ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Григорий Маркелович Гершенович, главный врач Красноярского психоневрологического диспансера №1В прошлом году при посещении Красноярского края Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте России П. А. Астахов указал власти на недопустимо высокое число самоубийств среди детей и подростков. Пока что эта печальная статистика мало изменилась и, продолжая тему, сегодня мы публикуем нашу беседу с главным врачом Красноярского психоневрологического диспансера № 1 Григорием Маркеловичем ГЕРШЕНОВИЧЕМ.

Любить и ценить жизнь!

– Что же, настало время вводить новую специальность в психиатрии по предотвращению детских и подростковых суицидов?

– Думаю, да. По данным ВОЗ, наша страна по числу самоубийств среди несовершеннолетних занимает первое место в Европе. В 80 % случаев самоубийств ребёнок или подросток страдал психической патологией, в первую очередь депрессией. Учителя же часто принимают депрессию как лень, а родители подливают масла в огонь. И получается, что на состояние ребёнка не обратили внимания ни в школе, ни дома.

– Логично предположить, что такие дети находились под наблюдением в вашей поликлинике?

– Как раз нет. Среди 35 тыс. детей и подростков, находящихся на диспансерном учёте или под наблюдением наших специа-листов, за последние пять лет не было ни одного случая завершённого суицида. Вся эта неблагополучная статистика идёт из «проблемных» семей, школ, интернатов и подростковой среды.

– А в вашем учреждении всё благополучно…

– Проблем и у нас хватает. Поэтому мы активно развиваем свои службы, позже я об этом скажу. Но хочу подчеркнуть другое. В первую очередь надо вести активную организационную, разъяснительную, просветительскую работу среди родителей и в школах. Педагоги и родители обязаны услышать первый звонок детской аварии! Ведь психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Детская поликлиника краевого психоневрологического диспансера № 1

Ещё очень важно, чтобы родители не стеснялись и не боялись обращаться к специалисту если заподозрили что-то неладное. Это совсем не означает, что его поставят на учет или о разговоре станет известно в школе.

– Откуда у ещё совсем маленького человека депрессия и чем может помочь «телефон доверия»?

– Несмотря на юный возраст, подросток переживает те же проблемы и трудности, что и взрослый. Подростковый возраст – это сам по себе кризис. Часто незначительное событие может стать отправной точкой для такого страшного шага.

Что касается экстренных служб, их задача снять кризисное состояние и дать альтернативный выход из ситуации.

– Мы часто слышим, что подросток, покончивший с собой, был из благополучной семьи. В чём же причина?

– Большое заблуждение считать, что если в семье есть деньги, дети одеты и обуты, то причин для беспокойства нет. Нередко это лишь внешнее благополучие. Никакие деньги и дорогущие игрушки не заменят детям любовь и тепло близких.

Родителям надо в «постоянном режиме» общаться со своим сыном или дочкой. Обсуждайте  такие темы, как ценность человеческих отношений, любовь, труд, бережное отношение к здоровью и что нет таких проблем, которые нельзя преодолеть и решить. Обращайте внимание на то, с кем подросток общается в Интернете.

– Что можно сказать об охране психического здоровья детей и подростков силами вашей службы?

– Наша служба представлена детской психиатрической поликлиникой в Красноярске, амбулаторными детскими психиатрическими кабинетами в филиалах КГБУЗ КЖШД № 1 в Канске, Лесосибирске, Минусинске, Ачинске. Амбулаторная помощь оказывается также в детском дневном психиатрическом стационаре в Красноярске. В 2011 году дополнительно открыт детский дневной психиатрический стационар в Минусинске.

Разумеется, есть у нас отделения, которые оказывают стационарную психиатрическую помощь. В Красноярске и Ачинске организована неотложная психологическая служба – «телефон доверия».

В нашей поликлинике внедрен комплексный (бригадный) метод обследования и лечения детей с психическими нарушениями, предусматривающий обязательное участие наряду с детским психиатром психотерапевта, психолога, социального работника, а при необходимости – педиатра, невропатолога, логопеда или педагога-дефектолога.

Проводится тщательное психологическое обследование, функциональная диагностика, организуется семейная терапия, к работе привлекаются школьные психологи, классные руководители, социальные педагоги.

Тел. экстренной психологической помощи  211-56-42

Детская  поликлиника  краевого  психоневрологического  диспансера  № 1

г. Красноярск, ул. Копылова, 78.  Рег. т. 243-25-82.

Приёмная КЖШД  № 1 – т. 246-25-98

Чтобы прочитать статьи, пройдите по ссылкам: «Что в поведении подростка должно насторожить родителей?», «Подростковый суицид» (рекомендации для родителей и педагогов)

Лицензия № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010 г.

108

  • Метки