Хроническое эмоциональное неблагополучие наших детей ведёт к нарушению их социальной адаптации. Что стоит за этими сложными психологическими терминами и почему в крае не снижается число самоубийств среди подростков?
Об этом наша беседа с заведующей детской поликлиникой краевого психоневрологического диспансера № 1, главным внештатным специалистом по детской психиатрии МЗ Красноярского края Еленой Александровной ВОЛОДЕНКОВОЙ и доктором медицинских наук, заведующей медико-психологическим отделением поликлиники краевого психоневрологического диспансера № 1 Надеждой Борисовной СЕМЁНОВОЙ.
– Какова ситуация по обсуждаемой проблематике среди детей-подростков, находящихся у вас под наблюдением или на диспансерном учёте?
Е. В.: На диспансерном учёте находятся дети с тяжёлой психической патологией. А вот термина «под наблюдением» родителям не надо бояться. Это те дети, у кого хотя бы раз был тревожный эпизод в эмоциональной или поведенческой сфере: депрессивное состояние, агрессия, страхи и т. д. Таких детей обязательно надо показать специалисту и получить от него рекомендации в консультативном режиме. Если семья будет их придерживаться, скорее всего, этим всё и ограничится, поведение ребёнка нормализуется.
Так вот, среди наших детей из этих двух групп за последние 4 года не было ни одной завершённой суицидальной попытки. Разумеется, за этим стоит большая работа специалистов: детских психиатров, психотерапевтов, психологов.
Эмоциональное благополучие детей зависит от состояния самого общества – школа, подростковая компания, семья, интернет-сообщества и т. д.
– Как возникает эмоциональное неблагополучие?
Н. С.: Причиной может стать неблагоприятное окружение в семье или школе. К примеру, семья внешне кажется благополучной, а подросток может чувствовать себя одиноким, незащищённым и ненужным в этой семье. Нет ни понимания, ни общения, ни любви. Родители озабочены в основном своей карьерой и деньгами или заняты нескончаемым выяснением отношений между собой.
Такие условия воспитания могут привести к низкой адаптивности ребёнка, к появлению неуверенности в себе, тревожности, нерешительности и т. д.
– Сегодня много говорят о насилии в семье…
Н. С.: Оно бывает как физическое, так и психологическое. Скандалы, побои, эмоциональное напряжение, родительская нелюбовь и холодность – всё это ведёт к глобальному недоверию ребёнка к миру.
– Как оно может отразиться на дальнейшей судьбе подростка?
Н. С.: Счастливые люди те, у кого сложилась гармония между их личностью и окружающим миром. Взрослеющему человеку, с одной стороны, надо уметь быть гибким, а с другой – уметь добиваться своих целей в жизни.
Но если ребёнок от природы слишком робкий и застенчивый и попал в неблагоприятное окружение, оно заостряет в нём черты тревожности, нерешительности, боязливости. Либо он выходит из семьи, где подвергался насилию. У такого подростка нет достаточной гибкости, чтобы соответствовать требованиям и нормам социума. Отсюда – он растёт враждебным и агрессивным, хотя чаще за этим кроется та же неуверенность и тревога.
– Как и когда может случиться срыв?
Н. С.: Хроническое душевное неблагополучие ребёнка приводит к тому, что в стрессовой ситуации сам он не находит адекватного решения или выхода. А провоцирующим фактором может стать конфликт с учителями или родителями, неразделённое чувство, насмешка сверстников и т. д. Его не научили выходить из подобных ситуаций, а сделать это могут родители своим участием, поддержкой и вниманием.
– Наркотики и алкоголь провоцируют суицидальное поведение подростков?
Е. В.: По статистике наркотическое и алкогольное опьянение – состояния, при которых чаще всего совершается суицид. Поэтому те подростки, которые в детском возрасте имели адаптационные проблемы – вспыльчивость, агрессивность или, наоборот, чрезмерную застенчивость – в дальнейшем более склонны к употреблению алкоголя или наркотиков.
Если есть проблемы, не стесняйтесь, обратитесь к специалистам! И обязательно займите ребёнка вне школы. Его личное время должно быть устроено.
Вниманию руководителей образовательных учреждений!
По проблемам подросткового воспитания наши специалисты могут оказать методическую, консультативную и иную помощь учащимся, родителям, учителям, школьным психологам, другим заинтересованным лицам и организациям. С предложениями обращаться по тел. 246-25-98.
Тел. экстренной психологической помощи 211-56-42
Советы родителям:
● Главное – взаимопонимание. Проявите инициативу и не таите обид.
● Укрепляйте доверие подростка, чтобы он делился своими переживаниями.
● Любите подростка и принимайте его таким, какой он есть. Он должен постоянно ощущать вашу поддержку и веру в него.
● Вместе с ребёнком найдите занятие, в котором он добьётся успеха, почувствует себя умелым и удачливым.
● Не сравнивайте подростка с другими детьми.
● Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
● Осуществляйте ненавязчивый контроль. Ограничения должны быть четкими и ясными.
● Будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит ваш ребенок.
● Если вы поняли, что были не правы, не бойтесь признаться в этом ребенку.
● Лето – лучшее время для укрепления отношений с детьми.
Общаясь с подростком, помните:
● Начинайте беседу с дружеского тона.
● В процессе общения проявляйте искренний интерес.
● Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
● Ведите диалог на равных.
● Умейте смотреть на вещи или события глазами подростка.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА краевого психоневрологического диспансера № 1
г. Красноярск, ул. Копылова, 78, т. 243-25-82
Лицензия № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010 г.