ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Елена Александровна ВолоденковаХроническое эмоциональное неблагополучие наших детей ведёт к нарушению их социальной адаптации. Что стоит за этими сложными психологическими терминами и почему в крае не снижается число самоубийств среди подростков?

Об этом наша беседа с заведующей детской поликлиникой краевого психоневрологического диспансера № 1, главным внештатным специалистом по детской психиатрии МЗ Красноярского края Еленой Александровной ВОЛОДЕНКОВОЙ и доктором медицинских наук, заведующей медико-психологическим отделением поликлиники краевого психоневрологического диспансера № 1 Надеждой Борисовной СЕМЁНОВОЙ.

– Какова ситуация по обсуждаемой проблематике среди детей-подростков, находящихся у вас под наблюдением или на диспансерном учёте?

Е. В.: На диспансерном учёте находятся дети с тяжёлой психической патологией. А вот термина «под наблюдением» родителям не надо бояться. Это те дети, у кого хотя бы раз был тревожный эпизод в эмоциональной или поведенческой сфере: депрессивное состояние, агрессия, страхи и т. д. Таких детей обязательно надо показать специалисту и получить от него рекомендации в консультативном режиме. Если семья будет их придерживаться, скорее всего, этим всё и ограничится, поведение ребёнка нормализуется.

Так вот, среди наших детей из этих двух групп за последние 4 года не было ни одной завершённой суицидальной попытки. Разумеется, за этим стоит большая работа специалистов: детских психиатров, психотерапевтов, психологов.

Эмоциональное благополучие детей зависит от состояния самого общества – школа, подростковая компания, семья, интернет-сообщества и т. д.

– Как возникает эмоциональное неблагополучие?

Надежда Борисовна СемёноваН. С.: Причиной может стать неблагоприятное окружение в семье или школе. К примеру, семья внешне кажется благополучной, а подросток может чувствовать себя одиноким, незащищённым и ненужным в этой семье. Нет ни понимания, ни общения, ни любви. Родители озабочены в основном своей карьерой и деньгами или заняты нескончаемым выяснением отношений между собой.

Такие условия воспитания могут привести к низкой адаптивности ребёнка, к появлению неуверенности в себе, тревожности, нерешительности и т. д.

– Сегодня много говорят о насилии в семье…

Н. С.: Оно бывает как физическое, так и психологическое. Скандалы, побои, эмоциональное напряжение, родительская нелюбовь и холодность – всё это ведёт к глобальному недоверию ребёнка к миру.

– Как оно может отразиться на дальнейшей судьбе подростка?

Н. С.: Счастливые люди те, у кого сложилась гармония между их личностью и окружающим миром. Взрослеющему человеку, с одной стороны, надо уметь быть гибким, а с другой – уметь добиваться своих целей в жизни.

Но если ребёнок от природы слишком робкий и застенчивый и попал в неблагоприятное окружение, оно заостряет в нём черты тревожности, нерешительности, боязливости. Либо он выходит из семьи, где подвергался насилию. У такого подростка нет достаточной гибкости, чтобы соответствовать требованиям и нормам социума. Отсюда – он растёт враждебным и агрессивным, хотя чаще за этим кроется та же неуверенность и тревога.

– Как и когда может случиться срыв?

Н. С.: Хроническое душевное неблагополучие ребёнка приводит к тому, что в стрессовой ситуации сам он не находит адекватного решения или выхода. А провоцирующим фактором может стать конфликт с учителями или родителями, неразделённое чувство, насмешка сверстников и т. д. Его не научили выходить из подобных ситуаций, а сделать это могут родители своим участием, поддержкой и вниманием.

– Наркотики и алкоголь провоцируют суицидальное поведение подростков?

Е. В.: По статистике наркотическое и алкогольное опьянение – состояния, при которых чаще всего совершается суицид. Поэтому те подростки, которые в детском возрасте имели адаптационные проблемы – вспыльчивость, агрессивность или, наоборот, чрезмерную застенчивость – в дальнейшем  более склонны к употреблению алкоголя или наркотиков.

Если есть проблемы, не стесняйтесь, обратитесь к специалистам! И обязательно займите ребёнка вне школы. Его личное время должно быть устроено.

Вниманию руководителей образовательных учреждений!

По проблемам  подросткового воспитания наши специалисты могут оказать методическую, консультативную и иную помощь учащимся, родителям, учителям, школьным психологам, другим заинтересованным лицам и организациям. С предложениями обращаться по тел. 246-25-98.

Тел. экстренной психологической помощи  211-56-42

Советы родителям:

● Главное – взаимопонимание. Проявите инициативу и не таите обид.

● Укрепляйте доверие подростка, чтобы он делился своими переживаниями.

● Любите подростка и принимайте его таким, какой он есть. Он должен постоянно ощущать вашу поддержку и веру в него.

● Вместе с ребёнком найдите занятие, в котором он  добьётся успеха, почувствует себя умелым и удачливым.

● Не сравнивайте подростка с другими детьми.

● Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).

● Осуществляйте ненавязчивый контроль. Ограничения должны быть четкими и ясными.

● Будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит ваш ребенок.

● Если вы поняли, что были не правы, не бойтесь признаться в этом ребенку.

● Лето – лучшее время для укрепления отношений с детьми.

Общаясь с подростком, помните:

● Начинайте беседу с дружеского тона.

● В процессе общения проявляйте искренний интерес.

● Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

● Ведите диалог на равных.

● Умейте смотреть на вещи или события глазами подростка.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА краевого психоневрологического диспансера № 1

г. Красноярск, ул. Копылова, 78, т. 243-25-82

Лицензия № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010 г.

107

  • Метки