ДЕКАБРЬ/2023 № 167

11 ноября 2011 года в Общественной палате РФ прошли общественные слушания по соблюдению прав пациента в частных медицинских организациях.

Ведущий обсуждения, проф. Е.Е. Ачкасов отметил, что права пациента являются ключевым элементом системы качества медицинской помощи, как в государственных ЛПУ, так и в частных клиниках. А контроль качества медицинской помощи во всем мире делегирован профессиональному сообществу – национальным медицинским ассоциациям, которые находятся у нас в стадии формирования.

Частные клиники стали локомотивом процесса консолидации медицинского сообщества в России, о чем свидетельствует объединительный «I Национальный конгресс частных медицинских организаций», который пройдет уже в январе 2012 года и поддержанный Общественной палатой РФ.

Председатель правления НП «Национальный Союз Региональных объединений частной системы здравоохранения» С.С. Мисюлин остановился на проблемах объединения частных медицинских организаций, прежде всего для защиты законных прав и интересов медицинского бизнеса, для отстаивания своих интересов в органах исполнительной и законодательной власти и воздействия на государственную политику при принятии законодательных и нормативно-правовых документов.

Фактором, препятствующим консолидации частных медицинских организаций является стремление руководителей ряда действующих ассоциаций клиник и частнопрактикующих врачей решать исключительно свои личные бизнес-интересы, а не интересы членов своих ассоциаций и представителей частного бизнеса. Узурпировав власть, они используют свою должность и наработанные связи исключительно для решения частных вопросов (включение в ВПМ отдельных медицинских услуг, повышение тарифов по ОМС в регионе и пр.) или популистских заявлений, тем самым такие «псевдо-лидеры» дискредитируют саму идею консолидации, «отталкивая» представителей малого и среднего медицинского бизнеса от сотрудничества.

Ответственный секретарь «I Национального конгресса частных медицинских организаций» С.В. Лазарев посвятил свой доклад совершенствованию системы государственного надзора при лицензировании медицинской деятельности. Главная причина административных барьеров состоит в том, что государство лицензирует хозяйственную деятельность медицинских организаций, а не медицинскую. Лицензионные требования и условия, определенные «Положением о лицензировании медицинской деятельности»,  не имеют никакого отношения к непосредственной деятельности врачей и не направлены на предотвращение вреда, ущерба здоровью пациентов. Направлением изменения лицензионных требований и условий, С.В. Лазарев назвал  постановку во главу угла критерии обеспечения безопасности пациента:

- соблюдение стандартов безопасности пациента,

- применение безопасных технологий при осуществлении медицинской деятельности,

- наличие у медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность сертификата специалиста, соответствующего характеру оказываемых медицинских услуг.

Участники слушаний остановились на вопросах недопустимости оказания платных услуг в государственных ЛПУ, оценивая эту деятельность как грубейшее нарушение прав пациентов. Особо было отмечено, что в гос. ЛПУ  растет «теневой» сектор, который уже в 2-3 раза превышает официальные поступления от платных услуг. А в случае «теневой» оплаты медицинских услуг права пациента вообще не рассматриваются.

«Теневая медицина наносит урон не только экономике России в виде не выплаченных налогов, потери прибыли и т. д., но и наносит вред пациенту, – говорит руководитель сети клиник НИАРМЕДИК Олег Рукодайный. – Основная   государства начать активную борьбу с теневой медициной. В частной медицине – это экономическое стимулирование выхода из теневой зоны. В государственно-муниципальной медицине – введение жесткого контроля за приемами врачей: использование кабинета, техники, расходных материалов, – введение серьезных штрафных санкций за использование выделенных государством оборудования, расходных материалов в целях личного заработка».

С.А. Ануфриев, основатель и директор «Петербургского медицинского форума» в своем выступлении коснулся ключевого права пациентов – права на доступную медицинскую помощь. Наличие сейчас в государственных ЛПУ платных услуг, а в дальнейшем и изменение организационно-правовых форм государственных ЛПУ приведет к еще большей «недоступности» бесплатной медицинской помощи для населения.

Уже сейчас опросы «Левада Центра» (2010) показали, что 38% населения платят в гос. учреждениях только за доступ к врачу, а не за качество или сервис.  Государственная система здравоохранения решает не задачи по охране здоровья граждан РФ, а задачу по зарабатыванию денег, в т.ч. и путем снижения доступности существующей медицинской помощи. Доступность медицинской помощи в частных медицинских центрах также снижается в силу объективных причин – высокие цены на услуги и падающий платежеспособный спрос населения.

Снижению цен на услуги можно было бы добиться, если бы правительство РФ  утвердило налоговые льготы (нулевой налог на прибыль до сих пор не утвержден), существовала бы программа со-финансирования оплаты медицинской услуги (ОМС и личные средства граждан), а также осуществить меры по государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для внедрения в законодательную и исполнительную практику вышеуказанного, необходимо объединение частных медицинских организаций и устойчивый диалог с властью. Этой цели будет посвящен «I Национальный конгресс частных медицинских организацией», который пройдет в январе 2012 года.

102

  • Метки