с о в е т ы п с и х о т е р а п е в т а
Когда у подростков возникает кризисная ситуация, они часто не знают, куда следует обратиться. В психодиспансер сами они не пойдут, к школьному психологу – тоже редко.
Даже родители не всегда знают, что происходит после 11 лет в душе их взрослеющего ребенка. Особенно это касается юношей – они редко обращаются за помощью.
«НОРМАЛЬНЫЙ» КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Развитие подростка со спадами и взлетами является нормальным. Однако нередко возникают проблемы.
Вот мягкие формы протестного (проблемного) поведения подростков: демонстрация новых черт своей личности через необычное поведение, избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкую музыку, курение, нецензурную лексику, грубость…
Крайние, порой опасные формы поведения: уход из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), проституция, попытки суицида.
ПРИОБЩЕНИЕ К МИРУ ВЗРОСЛЫХ
Подростку важно чувствовать себя равным с родителями, но одновременно он очень нуждается в их поддержке и признании.
Правильная дистанция с родителями возникает, когда отношения в семье не противопоставлены жизни подростка за пределами дома, а сосуществуют с ней. Его друзья, любовь, занятия интересуют взрослых, но они не нарушают границ его личности.
НУЖНЫ ЛИ КОМПРОМИССЫ?
Найденный компромисс – показатель доверия, и что важно для подростка – сигнал о том, что родители его понимают, простят и помогут.
Избежать непонимания и конфронтации можно, если семья постепенно приспосабливается к переменам. К примеру, подростку разрешается слушать любимую музыку, быть хозяином в своей комнате, переставлять там мебель, иметь карманные деньги.
ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ
И учитель, и школьный психолог могут помочь, но в более сложных, болезненных ситуациях лучше обратиться в специализированные лечебные учреждения – к психиатру, психотерапевту или психологу. В нашем диспансере они работают коллегиально.
ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Родители духовно, телесно, финансово отвечают за здоровье и жизнь подростка. Ставить ограничения они обязаны – это вопрос безопасности и ответственности. В противном случае он становится заложником сиюминутных желаний вместо того, чтобы учиться планировать свою жизнь.
Подросток должен ночевать дома, но исключения возможны. В любом случае родители должны знать, у кого он, знать о согласии взрослых в той семье и иметь возможность связаться с ним.
НАРКОТИКИ: НЕ ПРОПУСТИТЬ НАЧАЛО
Если вы заметили необычность поведения или внешнего вида подростка, если он гуляет допоздна, скрывая с кем он, лжет, берет деньги без спроса, или вы почувствовали какой-либо запах, признаки опъянения – немедленно «объявляйте тревогу». Разберитесь в ситуации, поговорите с ним, лучше проконсультируйтесь со специалистом – подростковым наркологом.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Помните, что гнев, злоба, агрессия, действия ”назло” – вторичны. За ними лежат другие переживания: боль, страх, обида, причина которых в недостатке любви, внимания, уважения, независимости и самореализации.
1. Безусловно принимайте подростка и любите его таким, какой есть.
2. Активно и доверительно слушайте о его переживаниях, делитесь своими.
3. Не вмешивайтесь, если он справляется сам, и помогайте, когда просит.
4. Поддерживайте успехи и чаще говорите: «Я рада тебя видеть». «Хорошо, что ты пришел». «Мне нравится, когда ты…». «Ты, конечно, справишься».
ОБРАТИТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТУ!
• Амбулаторную помощь окажут в поликлинике (ул. Копылова, 78, 243-25-82, 244-03-05). Там работают участковые психиатры, клинические психологи, психотерапевты.
• Если состояние подростка потребует более серьезного лечения – мы предложим дневной стационар (ул. Копылова, 78). С утра подросток в школе, а после обеда – на процедурах.
• Тяжелых больных и с риском суицида госпитализируем в психоневрологический стационар с круглосуточным наблюдением.
КГУЗ «Краевой психоневрологический диспансер №1″,
ул. Курчатова, 14
Приемная т. 246-25-66, пр. покой т. 246-25-98,
e-mail: [email protected]
Лицензия № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010г.