Кто виноват и что делать
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ бесплатная медицинская помощь гражданам России оказывается в рамках выделенных средств из бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования (ОМС), а также иных поступлений.
Проблема же несоответствий, противоречий между существующими потребностями граждан на медицинскую помощь и возможностями государства оказать её на бесплатной основе до настоящего времени не разрешена. При этом явно необоснованно создан информационный фон о прямой и самой важной зависимости качества медицинской помощи только от организации работы медицинских учреждений, ответственности врачей, которые обязаны, реально могут, но не хотят оказывать качественную медицинскую помощь бесплатно и в полном объёме.
Оценивая состояния бесплатной медицинской помощи, в том числе деятельности медицинских организаций и медицинских работников, важным является следующее.
При выдаче страхового медицинского полиса каждому гражданину России на практике никто не разъясняет порядка действия этого документа, порядка финансирования оказываемой по нему медицинской помощи, но на любом уровне постоянно подчёркивается, что медицинская помощь в рамках гарантированной программы оказывается бесплатно в требуемом для граждан объёме, т. е. всё – бесплатно.
Страховые же медицинские организации оплату медицинской помощи в рамках ОМС осуществляют на основании утверждённых тарифов, независимо от объёма обследования и лечения конкретного пациента. Широко известно, что суммы этих тарифов, как правило, не соответствуют необходимым реальным расходам для качественного обследования и лечения, они не позволяют больницам приобретать часто остро необходимые для пациентов дорогостоящие лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
Кроме того, на уровне края каждое медицинское учреждение, работающее в рамках ОМС, получает на год определённый объём финансирования (предельный бюджет), но медицинскую помощь фактически обязано оказать всем обратившимся гражданам в соответствии с утверждёнными стандартами.
Денежные средства краевого бюджета, а также бюджетов городов и районов края на медицинскую помощь выделяются также ограниченно, в том числе на высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь (Программа госгарантий на 2009 г. предполагала обеспечить только 40% пациентов, нуждающихся в таком лечении).
В такой ситуации, на наш взгляд, необходимо разграничить ответственность государства перед гражданами по оказанию медицинской помощи и ответственность медицинских организаций, врачей за неудовлетворительную медицинскую помощь. Сложившаяся практика обвинения во всех недостатках медицинских работников явно несправедлива. Органы государственной власти, как России, так и нашего края, к сожалению, не принимают достаточных и необходимых мер по совершенствованию законодательства, регулирующего оказание медицинской помощи, в том числе и вопросы её организации.
В настоящее время имеет место явное несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по оказанию медицинской помощи, в том числе по обеспечению прав как пациентов, так и медицинских работников. Преобладает эмоциональный, а не профессиональный подход к оценке и решению проблем.
Множество противоречий имеется в нормативных актах, регулирующих оказание медицинской помощи на платной основе, что становится очевидным даже при их первичном анализе. Наиболее важными в данной ситуации являются проблемы использования изделий медицинского назначения и лекарственных средств, приобретаемых самими пациентами, проблема выбора пациентом лечебного учреждения, где по его желанию может быть оказана медицинская помощь.
Правовая неопределенность в этих вопросах создает почву для злоупотреблений со стороны отдельных медицинских работников, приводит к необоснованному взиманию денег с пациентов или их родственников. Разумеется, вне кассы медицинского учреждения. Такие ситуации еще более увеличивают число недовольных деятельностью государственной системы здравоохранения.
Многие проблемы совершенствования здравоохранения, конечно же, могут быть решены только на уровне России, но отдельные вопросы оказания медицинской помощи реально решить и на краевом уровне.
Обвинить врачей и медицинские организации в плохой работе легко. Такой подход переведения стрелок позволяет повысить авторитет органов государственной власти, депутатского корпуса, но не изменит ситуацию.
Проблемы оказания медицинской помощи на уровне эмоций решить невозможно. При совершенствовании правовой базы в данном случае, как никогда, требуется профессионализм.
Разве могли бы быть проблемы при оказании бесплатной медицинской помощи в случае компенсации медицинской организации всех расходов, фактической стоимости обследования и лечения пациента? Ответ очевиден.
Каждый врач желает помочь пациенту, но ограничен финансовыми и техническими возможностями. Даже на примере семейного бюджета всем понятно, что при расходах необходимо исходить строго из имеющихся средств и нельзя обвинять родителей в том, что они не могут обеспечить своим детям образование в престижном вузе, поездку на дорогостоящий курорт, приобрести комфортную и надёжную автомашину, отдельную квартиру или хотя бы комнату и многое другое, доступное другим молодым людям.
Такой же подход правомерен и при оценке деятельности больниц. Практика участия фонда «Право-мед» в судебных разбирательствах по защите интересов медицинских учреждений показывает, что их вина чаще всего отсутствует.
Директор фонда «Право-мед»,
доцент КрасГМУ Н. Г. ЗАЙЦЕВ
«Право-мед» – фонд содействия и правовой поддержки юридических и физических лиц по вопросам оказания медицинской помощи.
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 124, оф.101, тел. (391) 221-20-53
От редакции.
Публикуя этот принципиальный и важнейший для понимания нынешней ситуации в здравоохранении материал, мы хотели бы заметить, что в мире нет ни одной страны, граждане которой были бы абсолютно счастливы и довольны качеством оказываемой им медицинской помощи.
В США – богатейшей и одной из наиболее развитых стран – президент Барак Обама реформу здравоохранения поставил в основу своей предвыборной программы и победил, став первым темнокожим президентом. Однако после года титанических усилий программа, которая в итоге была принята конгрессом и обойдется налогоплательщикам не менее чем в 100 млрд долларов, так и оставит без медицинской страховки несколько десятков миллионов американцев.
Мы это к тому, что вопросы обустройства нашего российского здравоохранения и, кажущиеся, на первый взгляд, простыми и решаемыми, на самом деле требуют усилий всего общества. В первую очередь, разумеется, законодательной и исполнительной властей.
Мы приглашаем красноярцев через нашу газету высказать свое отношение к любой из проблем, затронутых в статье Николая Григорьевича Зайцева. Кроме того, к ним теснейшим образом примыкают еще несколько важнейших, на наш взгляд, вопросов.
1. Почему на практике так сложно и ограниченно реализуется право граждан на выбор врача и медицинского учреждения?
2. Что реально обеспечивает наш полис обязательного медицинского страхования? Желательно из личного опыта пациентов.
3. Каким образом вам приходилось разрешать конфликтные ситуации, возникавшие при обследовании или лечении в государственных или частных медучреждениях?
4. Почему ОМС не оплачивает лечение в частных клиниках, хотя бы на условиях софинансирования? По этому вопросу особо ценным будет мнение руководителей страховых медицинских организаций и частных клиник.