Никто не знает правды о происхождении аутизма. Несомненно, стремительный рост аутизма как-то связан с эволюцией человека и планеты в целом. Мы воздействуем на природу и очень часто идем против неё.
За последние десятилетия ситуация с расстройствами аутичного спектра (РАС) изменилась настолько, что в 2008 году Генеральная ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.
Но дело не только в количестве таких детей. Гораздо важнее толерантность общества по отношению к ним. Минувшим летом в России произошло несколько неприятных инцидентов, вызвавших общественный резонанс (что, наверное, и неплохо). Где-то мать здорового ребенка потребовала удалить аутичных ребятишек с детской площадки, в городе на Волге семью с аутичным подростком не пустили в аква-парк, а в московском метро произошел конфликт с семьей аутичного ребенка, в ходе которого женщины расцарапали лицо отцу мальчика. Вот вам и терпимость, вот и толерантность.
Наши собеседники – главный врач Красноярского краевого психоневрологического диспансера, врач-психиатр высшей категории Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ (Г. М.) и заведующая детским отделением № 2 ККПНД № 1 Татьяна Валерьевна ЦАРЁВА (Т. В.).
– Григорий Маркелович, ваши специалисты имеют большой опыт как диагностики, так и лечения РАС. Как Вы видите эту проблему сегодня?
Г. М.: Ни одна семья любого статуса и социальной принадлежности не застрахована от рождения аутичного ребенка. И таких детей в России, как и во всем мире, становится все больше. Понятно, что множатся и проблемы, связанные с диагностикой РАС, педагогической коррекцией, медикаментозным лечением, социальной адаптацией таких детей и взрослых в современном обществе, где и без того отношения между людьми сложны и напряженны, о чем свидетельствуют те летние случаи, упомянутые вами.
Одна из проблем, которая лежит на поверхности, – огромный дефицит информации об аутизме в общероссийских и особенно в красноярских СМИ. Нет знаний и ясных представлений о РАС не только у обычных людей, но и у многих педиатров: «мальчики начинают говорить позже», «перерастет, и все наладится». Далеко не во всех медицинских вузах есть курсы по проблематике аутизма и соответствующие современным требованиям преподаватели.
Все это имеет прямую связь с поздней диагностикой аутизма в нашей стране. А ведь если расстройство увидели рано и лечение начато хотя бы в 2–2,5 года – в дальнейшем эффективность коррекционной работы на порядок выше!
Если этот мальчик или девочка в школе попадут в благоприятную атмосферу – к дружелюбным и понимающим одноклассникам, готовым помочь своему «особенному» товарищу, к грамотным, подготовленным учителям, умеющим подобрать «ключик» к индивидуальности и способностям ребенка, – есть большая вероятность того, что этот человек найдет свое место в жизни. До 80 % детей, родившихся аутистами, при правильно подобранной и организованной медико-социальной реабилитации могут получить профессию и работать.
– Татьяна Валерьевна, социализация таких детей – важнейшая составляющая их лечения и реабилитации. Как и из чего она складывается?
Т. В.: Должна сказать, что как родители, так и дети не виноваты в том, что они родились такими. Если вдуматься, присутствие нестандартных детей в нашем социуме, общение с ними надо понимать как послание здоровым людям к доброте, участию и любви к себе подобным. Сегодня много говорят о вакцинах от коронавируса. Так вот, аутичные дети – это прививка гуманизма для всех для нас. Конечно, если ты нормальный и порядочный человек с неповрежденной нравственностью.
Ребенку очень важно социализироваться вовремя. Куда пойдет он после семьи? В детский сад. И родители имеют полное право на то, чтобы их особенные дети воспитывались в обычном детском учреждении. Другое дело, что для таких детей нужна специальная, составленная именно для них программа педагогической коррекции. Сопровождать, заниматься с ними должны психолог и логопед-дефектолог. Но и самому воспитателю в группе такому ребенку надо уделять повышенное внимание.
После детского сада наш необычный ребенок, как и все дети, идет в школу. Но прежде всем этим ребятам надо пройти медико-педагогическую комиссию. Она есть в каждом районе. В школе для таких детей формируется индивидуальная учебно-коррекционная программа. Но, конечно, для лучшей её реализации большинству детей-аутистов нужен тьютор *. Пока их очень мало. И в первую очередь, потому, что за свою работу такой специалист должен получать зарплату.
Как самого ребенка, так и детей в классе необходимо подготовить к тому, что в их коллективе будет находиться особенный человек. Присутствие в классе детей с аутизмом положительно сказывается на остальных учениках. Дети учатся быть дружелюбными, терпимыми, способными сопереживать и помогать тем, кто слабее их.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Черты обычного ребенка:
• постоянно задает вопросы,
• любит играть на детской площадке, когда там много детей,
• активно привлекает детей в свою игру,
• разбирает вещи по частям,
• пьет из разных чашек,
• разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
• любит громкую музыку,
• любит играть на барабанах или стучать.
Черты ребенка-аутиста:
– не смотрит в глаза,
– не нуждается в контакте с окружающими,
– повторяет одни и те же слова или предложения,
– избирателен в еде и общении,
– избирателен в одежде,
– играет в однообразные игры,
– делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
– постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
– сопротивляется переменам,
– выполняет действия в определенном порядке,
– совершает действия, приносящие вред ему самому,
– боится громких звуков, закрывает уши руками,
– не переносит прикосновения к себе,
– быстро утомляется,
– хаотично передвигается по помещению.
Большую помощь аутичному ребенку и его семье могут оказать специалисты реабилитационных центров, таких, как «СКИРТ», «СФЕРА-ПРОФИ», «MumiDOM», и других. После лечения в нашем отделении мы часто рекомендуем родителям продолжить там реабилитацию.
Вообще, родителям таких детей нужно проявлять как можно большую социальную активность: участвовать в ЧАТах и родительских сообществах, следить за информацией о новых реабилитацонных технологиях, интересоваться опытом других семей. Если что-то делать – всегда будет результат.
– Какие дети с расстройствами аутичного спектра поступают в ваше отделение?
Т. В.: Для выявления аутизма не существует анализов и нет таблеток, устраняющих первопричину таких расстройств. К нам поступают дети, у которых болезнь зашла далеко, часто в состоянии обострения, декомпенсации. Как правило, это происходит в пубертатном или препубертатном периоде.
У них могут возникнуть какие-то психотические эпизоды, проявление аутоагрессии, страхи, нарушения сна и другое. В таких случаях мы применяем медикаментозную седацию и другие методы стационарного лечения. При выписке родителям этих детей мы рекомендуем обратиться к семейному психологу, т. е. найти своего специалиста, чтобы он консультировал и сопровождал семью длительное время. Подчеркну, не только ребенка, но и всю семью.
– Какие методы психокоррекции применяются при работе с пациентами, имеющими аутистические расстройства?
Г. М.: Психологическая помощь имеет большое значение в процессе реабилитации пациентов с РАС. Она позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности, улучшить навыки общения, создать условия для творческого самовыражения.
В случаях, когда психическое состояние пациента меняется в неблагоприятную сторону, эффективны техники присоединения в рамках нейро-лингвистического программирования.
Тел. экстренной психологической помощи 8-800-100-34-94, 211-56-42
У людей с аутистическими расстройствами широко распространены нарушения схемы тела. И здесь целесообразно использование методик из области лечебной педагогики, разработанных под руководством Архипова Б. А. и Семенович А. В.
В работе с детьми и подростками применима игровая терапия, способствующая развитию коммуникативных навыков, а также коррекции детско-родительских отношений.
На базе ККПНД №1 проводится психотерапевтическая работа и с молодыми людьми, достигшими 18 лет, имеющими диагноз РАС. Занятия проводятся в рамках психотерапевтического театра и групповых тренингов. Применяются также методики по коррекции схемы тела за счет активации глубокой протопатической мышечной чувствительности.
В заключение стоит подчеркнуть, что семья страдающего аутизмом – это еще один очень важный аспект нашей работы. Без нормализации внутрисемейных отношений, без разрешения личных проблем других членов семьи добиться ощутимого прогресса в реабилитации невозможно.
Подготовил Владимир КИСЕЛЁВ
* Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальную образовательную программу ребенка.
КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1»,
ул. Курчатова, 14
Детско-подростковая поликлиника на ул. Копылова. 78 (рег.) –
т. 243-25-82, 202-203-0
Поликлиника для взрослых – т. 221-11-47, 223-20-70. Приемная – т. 246-25-98
www.kraspsixo.ru
Лиц. ЛО 24-01-002857 от 19.06.2015 г.