ДЕКАБРЬ/2023 № 167

ВТОРОЙ БАЙКАЛЬСКО-ЕНИСЕЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 20-21 августа 2020, Красноярск
Организаторами форума выступили Ассоциация онкологов России и Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А. И. Крыжановского.

Главная цель мероприятия – объединение сил медицинского сообщества Сибири для повышения качества оказания медицинской помощи и снижение смертности населения от онкологических заболеваний.

В рамках форума онкологи обсудили вопросы химиотерапевтического лечения злокачественных новообразований и актуальные вопросы реализации национальной онкологической программы. В ходе конференции прошли онкоконсилиумы, дискуссии и сателлитные симпозиумы.

ВЗЯТЬ ОПУХОЛЬ ПОД КОНТРОЛЬ

д.м.н., профессор, зав. кафедрой онкологии и лучевой терапии КрасГМУ Руслан Александрович ЗУКОВНа вопросы редакции «ВМ» ответили д.м.н., профессор, зав. кафедрой онкологии и лучевой терапии КрасГМУ Руслан Александрович ЗУКОВ (Р. З.) и специалист из Иркутска, к.м.н., зав. химиотерапевтическим отделением № 1 областного онкологического диспансера Дмитрий Михайлович ПОНОМАРЕНКО (Д. П.).

– Какие проблемы современной онкологии сегодня выходят на первый план?

Р. З.: Проблемы традиционные, и мы их обсуждаем не один год. Первое – это персонализированная терапия онкологических заболеваний. Сегодня помимо традиционной химио- и гормонотерапии появилась возможность применения таргетной (молекулярно нацеленной), а также высокоэффективной, но щадящей иммуноонкологической терапии. Такие способы лечения учитывают молекулярно-генетический профиль опухоли и позволяют подобрать оптимальное лечение.

Вторым важным аспектом является ранняя диагностика. И наконец, сейчас актуально еще одно – нередко приходится менять всю схему лечения в условиях пандемии коронавируса.

– Сегодня лекарственная терапия – одно из самых динамичных направлений в онкологии. Расскажите об этом подробнее.

Р. З.: Надо сказать, что с улучшением финансирования возможностей применения современной лекарственной терапии стало больше. Кроме того, помимо рутинной практики у нас проходят и клинические исследования, имеется достаточное количество международных протоколов, благодаря которым нашим пациентам становятся доступны самые современные опции лекарственной терапии, некоторые из них даже не зарегистрированы пока в Российской Федерации.

Не без гордости хочу сообщить, что при работе с новыми препаратами и их комбинациями мы встречаем случаи «полного ответа» на наше лечение, когда метастатические очаги исчезают полностью. Таких случаев пока немного – до 10 %. Но важно, что в последние годы они стали встречаться чаще.

Теперь у нас есть возможность перевести некоторые виды метастатических злокачественных опухолей в форму обычного хронического заболевания и продлить жизнь пациента. Другими словами – взять опухоль под контроль.

– Какие онкологические заболевания сегодня на первом плане?

к.м.н., зав. химиотерапевтическим отделением № 1 областного онкологического диспансера Дмитрий Михайлович ПОНОМАРЕНКОД. П.: В наших регионах, как и в России в целом, лидирует пятерка онкозаболеваний: рак лёгкого, рак молочной железы (у женщин), рак предстательной железы (у мужчин), рак шейки матки и колоректальный рак. У нас в Иркутской области проживает около 2,4 миллиона человек. И ежегодно впервые диагностируется около 12 тысяч больных злокачественными новообразованиями. Одна из самых актуальных онкологических проблем в нашем регионе – опухоли молочной железы. Они составляют до 20 % от всех выявленных опухолей у женщин.

– У вас имеются хорошие наработки по лечению опухолей поджелудочной и молочной железы. Поделитесь результатами.

Рак поджелудочной железыД. П.: Рак поджелудочной железы встречается не так часто, но по смертности он входит в пятерку лидеров. Нередко эта локализация опухоли диагностируется уже на метастатической стадии. В Иркутской области рак поджелудочной железы ежегодно первично выявляется примерно у 450 человек или в 3–4 % от всех случаев злокачественных новообразований. К сожалению, для этой опухоли характерно быстрое прогрессирование. Первым проявлением нередко бывает желтуха, из-за обструкции желчных протоков. Вдумайтесь только – почти в 70 % случаев опухоль этой локализации выявляется на 4-й стадии. Как в России, так и за рубежом. Но все же есть некоторое продвижение в лечении и этих новообразований. В нашей клинике мы стараемся применять передовые методики, в частности внедрение неоадъювантной (предоперационной) химиотерапии в программу комплексного лечения пациентов.

В целом ряде опухолей происходят революционные изменения. За последние годы шагнула вперед как диагностика, так и лечение рака молочной железы. В основном они касаются того, что сегодня под этими буквами РМЖ кроются десятки различных видов опухолей. И то же можно сказать про рак лёгкого.

Тактика лечения здесь зависит от того, с каким биологическим подтипом опухоли мы столкнулись. Сегодня мы добились того, что у большинства пациенток появляется возможность перевести это новообразование в хронический процесс, когда лечение, а значит и жизнь длятся годами.

– Как продвинулось сегодня лечение рака предстательной железы?

Рак предстательной железыР. З.: Ежегодно в мире диагностируется более 1,3 миллиона новых случаев рака простаты, в РФ их около 50 тысяч, в Красноярском крае – более тысячи. Благодаря внедрению ПСА-анализа* и расширению визуализирующих методов диагностики мы стали выявлять рак предстательной железы на 1–2-й стадии, что еще лет 10 назад было редкой удачей. На этих стадиях у пациента есть надежда на длительную ремиссию. В нашей клинике современные подходы в лечении рака простаты позволяют увеличить продолжительность жизни пациентов с метастазами до 5–7 лет и до 10 и более лет при их отсутствии.

– Почему сегодня выявляется так много онкологических заболеваний и как их профилактировать?

Д. П.: В основном этот рост связан с увеличением продолжительности жизни и улучшением диагностики. Есть мнение, что если человек будет жить до 120–130 лет, то заболеваемость онкологией станет 100-процентной – каждый доживет до своего рака.

Профилактической мерой для предотвращения раннего развития рака, является воздействие на основные факторы риска: курение, несбалансированное питание и лишний вес, вирусные инфекции (гепатиты), солнечная инсоляция. Если всё это откорректировать – можно вполовину сократить количество злокачественных заболеваний.

Ранняя диагностика – наверное, 95 % успеха в борьбе с онкологией. В этом плане мы рассчитываем на совершенствование методов скрининга онкозаболеваний, профосмотры, диспансеризацию с выделением групп риска. Люди старше 40 лет должны проходить определенный набор исследований. А если есть семейный анамнез рака – обследование надо проходить непременно и чаще!

В заключение хочу поблагодарить организаторов форума, главного врача Красноярского краевого онкологического диспансера Андрея Арсеньевича Модестова
за высокий уровень организации и благоприятные условия работы для его участников. Состоялась интересная и очень нужная сегодня конференция, причем для многих это была первая конференция в формате живого общения после длительного перерыва, связанного с распространением инфекции COVID-19.

– Нам известно, что проводится большая организационная работа по совершенствованию технологий скрининга онкозаболеваний в Красноярском крае. В чем отличие скрининга от ранней диагностики опухоли?

Р. З.: В том, что при скрининге обследуются люди условно здоровые, без каких-либо признаков онкопроцесса. А вот при ранней диагностике у пациента есть уже какие-то жалобы или проявления болезни – он обследуется целенаправленно для уточнения характера заболевания.

Для совершенствования технологий скрининга и эффективного их применения создан проект в рамках «Енисейской Сибири», куда вошли медицинские учреждения и в первую очередь онкологические службы Красноярского края, республики Хакасия и республики Тыва. С учетом географических особенностей наших территорий стоит непростая задача сделать большой охват населения, донести до людей важность этой проблемы, обеспечить другие особенности определенных методов обследования.

Еще одна особенность – в подходе и выборе методов обследования по разным органам. Например, для предстательной железы ключевое значение имеет ПСА-анализ, для шейки матки – кольпоскопия с цитологическим исследованием мазков, при раке легкого – низкодозовая компьютерная томография легких, для молочной железы – маммография в определенном возрастном периоде, для ободочной и прямой кишки – исследование кала на скрытую кровь с последующим инструментальным обследованием толстой кишки.

Когда врач на диспансерном осмотре или при вашем активном обращении рекомендует пройти какое-то обследование – не пренебрегайте его советом и не ссылайтесь на нехватку времени. Если рак выявлен на ранней стадии – он не становится приговором.

Сколь бы ни были велики достижения современной онкологии, решающим, как и прежде, остается одно – больному надо как можно раньше встретиться с врачом!

* ПСА-анализ – простатический специфический фермент. Это белок (разновидность сериновых протеаз), который разжижает семенную жидкость. Продуцирование фермента происходит в предстательной железе. Опухолевый процесс в протоках простаты разрушает базальную мембрану клеток, и ПСА поступает в кровь. При точном выполнении анализа по современным представлениям количество ПСА в крови в норме от 0 до 2,5 нг/мл. ПСА-анализ – важный маркер в диагностике рака предстательной железы.

Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А. И. Крыжановского,

ул. 1-я Смоленская, 16, тел. 8 (391) 222-40-26

www.onkolog24.ru

Лиц. ЛО-24-01-002217 от 14.02.2014 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

161

  • Метки