ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Со слов вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Чернышенко уже этой осенью или в декабре в России может быть начата массовая вакцинация против коронавирусной инфекции. «Массовая» не значит «поголовная», и мы полагаем, что, конечно же, речь идет о прививках наиболее угрожаемых групп населения. Прежде всего, это медики – те, у кого наиболее велик риск встретиться с вирусом, а также работники социальных служб, преподаватели, люди, имеющие хронические заболевания, и другие группы.

Только в России, не говоря о зарубежных лабораториях, в трёх крупных и известных учреждениях – Новосибирском научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор», в институте эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи и Санкт-Петербургском институте вакцин и сывороток – на сегодняшний день создано 9 кандидатных вакцинальных препаратов. Как нас уверяют, безопасных и эффективных. Пандемии в России нет и полгода, а уже в июне, по линии Министерства обороны, на 50 добровольцах-военнослужащих начаты клинические испытания «военной» коронавирусной вакцины.

Казалось бы, необходимость в широкой вакцинопрофилактике очевидна. Ведь на сегодняшний день это единственный способ специфической защиты от инфекции, вырабатываемый самим организмом. И чем скорее мы приступим к этой работе, тем лучше.

Вакцина COVID 19

Однако с каждым днем в медицинской среде и в СМИ раздается все больше голосов, высказывающих обоснованные сомнения в самой возможности создания безопасной вакцины в столь короткие сроки. При том, что препараты с высокой защитной эффективностью как на российских, так и на многочисленных зарубежных площадках к осени вполне могут быть испытаны. И можно не сомневаться, что ближнесрочные результаты этих клинических испытаний будут хорошими.

Страхи у россиян довольно велики. По последним опросам, около половины респондентов будет всячески избегать поездок в обществен-ном транспорте и вообще людных мест. И кто знает, если сегодня вакцинопрофилактику против коронавирусной инфекции большинство из нас применительно к себе воспринимает «чисто теоретически», то завтра, быть может, она станет главной надеждой и вполне привычным делом. Как прививки от сезонного гриппа – человек ко всему привыкает.

СТРАСТИ ПО ВАКЦИНЕ

Инфекция COVID-19, как ядовитый плющ, разрослась по всему миру и резко изменила жизнь практически каждого человека. На дальний план ушли политические споры и даже глобальные экономические проблемы. Главный фокус внимания сейчас – это жизнь и здоровье людей. И на этой арене развернулись нешуточные соревнования.

Вирусологи в пожарном порядке создают вакцину. Страны официально заявляют о готовности обнародовать успешные результаты испытаний десятков вакцинальных препаратов, а пандемия по-прежнему находится в активной фазе. Хотя в Европе ситуация стала значительно лучше. Кто же станет тем самым «спасителем», создателем препарата, с помощью которого иммуннизацию населения большинства стран можно будет довести хотя бы до 65 %? Только такой заслон может остановить распространение второй и последующих волн пандемии.

Ещё в марте Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) порадовала всех сообщением о 41 кандидате на вакцину. С каждым днем их становится все больше. Но от процесса создания вакцины до её внедрения обычно проходит 5–10 лет. Причина в том, что готовый препарат обязан быть технологичным (удобным для производства), совершенно безопасным для всех групп населения и доступным по цене. Если хоть один из этих факторов будет отсутствовать – вакцина станет в лучшем случае бесполезной, а в худшем – вредной для здоровья.

КОТ В МЕШКЕ

За все время существования вакцин быстрее всего был создан препарат от свинки – всего за 4 года. Но это была хорошо известная, изученная за многие десятилетия инфекция. COVID-19 – новый, неизвестный вирус – «кот в мешке», о котором мы толком ничего не знаем. Наш Минздрав за 5 месяцев вот только что подготовил уже шестой выпуск рекомендаций по лечению заболевания. Важно понимать – исследование коронавирусной инфекции и её последствия находятся в самом начале пути. И медицине ещё далеко до того, чтобы иммунизировать большую часть населения планеты – несколько миллиардов человек.
Учёные стремятся создать прививочный препарат до второй волны эпидемии. Она, возможно, придёт вместе с сезонным гриппом, т. е. уже этой осенью. И если на создание качественного препарата обычно уходят долгие годы, то что мы получим за несколько месяцев? Так ли безопасна будет вакцина, созданная в спешке? Разумеется, сегодня никто не знает, как поведут себя создаваемые вакцинальные препараты по отношению к другим заболеваниям и новым инфекциям. Ведь не исключен риск опасной мутации вирусов, даже хорошо знакомых нам.

КТО БУДЕТ ПЕРВЫМ?

Однако прививать людей из групп риска сегодня необходимо. Поэтому исследования, напряженный поиск и разработка новых вакцин развернулись по всему миру.Большая часть испытаний проводится в США, Англии, Франции, Германии и Италии. Китай, как «зачинщик драки», пер-вым начал свои исследования, одновременно отбиваясь от нападок со стороны всего мира. Поднебесную обвиняют в искусственном создании вируса и испытаниях, «вышедших из-под контроля». Поэтому именно КНР так важно сейчас выиграть эту гонку.

Китай работает над инактивированной вакциной. В организм внедряются «убитые» ферменты коронавируса, что позволяет иммунной системе распознать вирус и выработать антитела. Учёные уже провели испытания на приматах. Результаты китайцев обрадовали.

Но противников такого способа тоже достаточно. Хранить и транспортировать препарат – сложно и дорого. Чтобы «умертвить» вирус, нужно большое количество живого инфекционного агента – а это высокие риски для работников лабораторий. Поэтому о реальной пользе таких разработок говорить пока рано.

Более сложным путем пошли в Италии, там работают над созданием ДНК-вакцин. Иммунная система знакомится не с целым вирусом, а только с его частью. Проще говоря, «кусок генома» вируса можно вставить в другую систему (кишечную палочку или даже в банан) и произвести вирусный антиген – это и будет вакцина.

КОРОБКА С КОРОНАВИРУСОМ

В России академик РАН Александр Гинцбург и другие сотрудники московского института им. Н. Ф. Гамалеи уже опробовали на себе результаты полугодового труда – рекомбинантную вакцину. Конечно, официальные клинические испытания ещё впереди, но опыт оказался успешным: вирулентность препарата подтверждена, иммунитет есть, негативных эффектов не обнаружено. На вопрос «Как чувствуют себя испытуемые?» Гинцбург коротко ответил: «Улыбаются и работают дальше».

Такие результаты и оптимизм ученых дают все шансы надеяться на серьёзное открытие. Ведь речь идет о перспективной вакцине НИЦЭМ на основе ДНК аденовируса, в которую встроен ген коронавируса. По примеру итальянских ученых. Аденовирус – это «коробка». В ней хранится коронавирусный ген, и в ней он приходит в клетку. Дальше происходит синтез белков «короны», и иммунитет без потерь знакомится с ними.

В новосибирском «Векторе» не пошли по классической схеме внутримышечного введения препарата – там разработали капли, которые просто закапываются в нос. Уже сейчас запущено полномасштабное доклиническое исследование вакцины – как в части эффективности, так и безвредности.
В ближайшее время и компания BIOCAD обещает обнародовать свои результаты. Короткий срок разработки там объясняют тем, что РНК-вакцина может быть изготовлена гораздо быстрее. Все три центра в России идут разными путями.

ЭШЕЛОНИРОВАННАЯ ОБОРОНА

Неясен прогноз и возможности восстановления здоровья тех людей, которые перенесли заболевание в тяжелой форме. Но новый COVID-19 опасен ещё и тем, что у 70 % переболевших организм вырабатывает недостаточно антител, чтобы болезнь не повторилась. А это, понятно, повышает риск заболеть человеку и второй, и третий раз. Вдумаемся, что значит такая угроза для пожилого человека?

Наша иммунная система – это пляжный волейбол, и в команде есть два игрока – врожденный иммунитет и адаптивный. И если сила второго иммунитета зависит от памяти о прошлых инфекциях, побывавших в организме, то с первым все гораздо сложнее. Некоторые учёные заявляют, что именно он поможет справиться с новым вирусом. Поэтому часть эпидемиологов бросилась изучать «клетки памяти» – союзника от рождения.

Что мы знаем о них? В научных сообществах бытовало мнение, что врожденный иммунитет стабилен на протяжении всей жизни и действует крайне слабо. Но исследования последних лет и месяцев говорят об обратном. Когда в организм приходит враг, с ним в борьбу вступают не только антитела, как считали раньше. В этот момент активизируются и клетки врожденного иммунитета. Они, наряду с другими механизмами иммунного ответа, стимулируют выработку антител, которые мы определяем в крови.

Другими словами, «клетки памяти» – это как глубоко эшелонированная вторая линия обороны. И антитела – лишь небольшая часть иммунного ответа на инфекцию. Вообще, иммунная система была и остается «темной материей» современной медицины. Как она функционирует, до сих пор остается загадкой.
Единственное, в чем ученые сходятся точно, – это то, что COVID-19 пришёл к нам надолго и всерьёз. Похоже, что каждому человеку придётся теперь приспособить к нему свою жизнь. А медицине – дать коронавирусу сокрушительный отпор. И как можно скорее. Мы не раз ещё услышим сообщения о сенсационных открытиях в области лечения и профилактики COVID-19. Вдруг мы узнаем о самоизоляции не людей, а самого коронавируса, как это произошло с его «родным бартом» – патогеном «атипичной пневмонии» в 2003 году. Пожелаем себе дождаться таких новостей.

В. КИСЕЛЕВ, Л. МЕШАЛКИНА

160

  • Метки