ДЕКАБРЬ/2023 № 167

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Февраль/2020

4 февраля – Всемирный день борьбы против рака

 онколог Андрей Павленко За полтора года борьбы с раком желудка питерский онколог Андрей Павленко стал чуть ли не национальным героем. Как только он узнал о своей тяжелой болезни, начал вести медиапроект «Жизнь человека». В нем он рассказывал о борьбе с недугом, проблемах, с которыми сталкивается, делился сомнениями и планами.

За полтора года Андрей Павленко перенес химиотерапию, облучение и операцию по удалению желудка. И продолжал работать в клинике. Оперировал. Андрей даже создал благотворительный фонд, чтобы изменить российскую онкологию. В начале января 2020 года его не стало.

Андрей Павленко начал вести дневник борьбы с болезнью через две недели после того, как узнал о своем тяжелом диагнозе – рак желудка в агрессивной форме. День за днем он рассказывал о своей жизни и системе онкологической помощи в России. Давал советы больным и на собственном опыте проверял действие лекарственных средств. Вот такое было у него «медицинское просвещение».

«Меня зовут Андрей Павленко, мне 39 лет. В настоящее время я являюсь руководителем онкологического отделения крупной университетской клиники в городе Санкт-Петербурге. И в то же время я самый настоящий онкологический больной. У меня есть план лечения. Я точно знаю, каким будет мой следующий шаг. По всем онкологическим стандартам и правилам мне показано проведение химиотерапии».

Так начинает свой проект Андрей Павленко. Он только кажется спокойным. В отдельные моменты его голос срывается и немного хрипит. Только это выдает волнение онколога, который теперь сам пациент, и должен на себе испытать все трудности искоренения болезни, которая поселилась в нем.

«Считайте это хроническим экспериментом, – говорит Андрей слушателям. – Я хочу, чтобы вы были максимально информированы о своей болезни, хочу, чтобы знали о всех возможных осложнениях, которые могут вас ожидать. Хочу максимально открыто рассказать о том, как с ними бороться».

В марте он сам поставил себе диагноз. Заболел желудок, и Павленко сделал снимок. Разглядывая его, заметил опухоль. А 23 апреля записал свое первое послание: «Доктор, я умру?»

У него были осложнения после химиотерапии. Била лихорадка, слабость – а он размышлял о том, что в идеале должен услышать больной от доктора.

«Когда больной слышит от доктора: начинать следует с химиотерапии, думает, что все запущено. И как правило, это так – химиотерапию назначают, когда болезнь продвинутая. Больного это заставляет паниковать. Доктор, я умру? Этот вопрос задавать не следует, доктор не сможет на него ответить. Правильнее спросить: почему мы начинаем лечение с химиотерапии? И грамотный врач объяснит, что при раке желудка предоперационная химиотерапия является стандартом».

Уже в начале лечения Павленко просчитывает свои шансы. Надеется, что ему удастся выдержать четыре курса химиотерапии, и если опухоль уменьшится, – можно делать радикальную операцию. А она, возможно, подарит пять лет жизни. Это важно для него, ведь на руках трое детей.

«Со средней дочкой мы ходили на стенки для скалолазания. Она первое время боялась на них забираться, и мы даже придумали девиз: «Павленки не сдаются!» Теперь и мне нужно его почаще вспоминать».

Он сразу рассказал близким о своем диагнозе. «Ваши близкие, друзья и родные должны знать ваш диагноз. Пройти в одиночку по этому пути сложно,– наставляет он онкологических больных. – Здесь важна поддержка.

Всю дорогу домой я думал, как сказать супруге, что у меня рак желудка. Понял, что оптимальный путь – это доверительный разговор с глазу на глаз. Просто сообщить ей информацию, что болею. Но у меня есть шансы».

9 мая у него день рождения. После второго курса химиотерапии он уехал домой и отлеживался – читал книги, смотрел кино, занимался с детьми. Никуда не выходил – берег силы.

«Мне удалось избежать многих побочных явлений «химии», таких, как, например, стоматит и диарея. Рецепт прост – нужно придерживаться диеты.

Что касается стоматита, придется отказаться от грубой пищи, чтобы не повреждать слизистую оболочку рта. Так что крекеры и сухарики, увы, есть не получится. А чтобы предотвратить диарею, необходимо исключить жирную, жареную и тяжелую пищу. Рис, гречка, картофельное пюре – хорошие продукты для тех, кто проходит химиотерапию.»

Он вел активную жизнь во время трех первых химиотерапий – оперировал, участвовал в съемках «Жизни человека», давал интервью. Но перед четвертым курсом к нему подошла жена: «А что будет, если ты сейчас подхватишь инфекцию и не сможешь начать лечение вовремя?»

«Тогда я понял, что главная моя миссия сейчас – победить болезнь. Я сократил активность по проектам, некоторые интервью перенес в онлайн-формат, решил сделать перерыв в работе. Оценивайте свои силы. Если есть возможность и желание работать – вы можете это делать. Но не в ущерб лечению!»

А в июне пришли хорошие новости. Андрей сделал компьютерную томографию. Результат химиотерапии – первичная опухоль наполовину уменьшилась, наблюдается регресс опухоли в лимфоузлах. Отдаленных метастазов нет.

В конце лета Андрей впервые за шесть лет поехал с семьей на отдых. Закончился последний курс химиотерапии. В Грузии он решил дать организму восстановиться. Правда, полежать на пляже не удалось. Несмотря на отпуск, Андрей провел операцию и мастер-класс для хирургов в одной из больниц Батуми.

А осенью его самого ждала операция в Москве. И это была решающая битва.

«После восьми курсов «химии» опухоль стабилизировалась с тенденцией к уменьшению, метастазов не нашли. Поэтому решили делать операцию — удалять желудок вместе с опухолью. Хотя я до последнего сомневался, стоит ли оно того. Операция прошла успешно, и теперь мне предстоит реабилитация.

Тем, кто сейчас проходит мой путь, я хочу пожелать оценивать свои силы реалистично и не корить себя, если что-то не получается. Прислушивайтесь к своему организму, давайте себе передышку, если плохо себя чувствуете».

Через двадцать дней после операции Андрей уже вовсю работает над благотворительным фондом поддержки и развития онкологической помощи, рассказывает о своих планах на конференциях. 5 октября он выступил в Самаре, потом прилетел в Москву, а через два дня отправился в Тюмень. Общественный деятель Андрей Павленко презентовал программу практического обучения молодых хирургов-онкологов.

16 октября на Фейсбуке появилось важное сообщение Павленко: «Прошел почти месяц, как я завершил 7-месячное комбинированное лечение по поводу своего заболевания (рак желудка). Я благодарен каждому человеку, который поддерживал меня и мою семью в это очень непростое время! Сейчас я чувствую себя уже достаточно восстановившимся, чтобы активно участвовать в своем, пожалуй, главном проекте своей жизни – CancerFund.

Основной целью его является поддержка и развитие онкологической помощи у нас в стране. И мы вправе требовать многого от нашего государства. Я говорю сейчас об обществе неравнодушных людей, которым не все равно и которые хотят что-то изменить».

В начале 2019 года, спустя полгода после удаления желудка Андрей возвращается к работе: оперирует, летает с лекциями по стране, занимается развитием благотворительного фонда. Всё оставшееся время он старается проводить с семьей. Послеоперационная эйфория закончилась, и теперь ему нужно влиться в будни – поддерживать режим и решать проблемы реабилитации.

После удаления желудка он уделяет особое внимание питанию: ведет дневник веса, соблюдает диету и подбирает нутритивные препараты согласно осо-бенностям организма. И делится в своем блоге базовыми советами.

И вдруг он исчезает из медиа-пространства. Больше полугода о нем никаких известий. 2 января 2020 года в социальных сетях появилась его фотография с женой и дочкой. Усталый взгляд больного человека – состояние ухудшилось.

«Друзья! Мой жизненный путь завершается! К сожалению, болезнь оказалась коварнее, и её развитие за последние 2 месяца не оставило мне шансов. Но я хотел бы сейчас предупредить всех, кто находится на этапе лечения, – не опускайте руки! Статистика вещь упрямая, и у вас даже с моим диагнозом есть шансы на излечение! Поверьте в это! Мне просто не повезло…»

Подготовила Е. ЛАЛЕТИНА

158

  • Метки