ДЕКАБРЬ/2023 № 167

1 октября – День пожилого человека

В истории многих семей есть случаи, когда у одного из родственников старшего возраста, чаще это бабушка, происходит перелом бедренной кости, тела позвонка или в каком-то другом месте. Перелом позвонка, конечно, тоже опасен и сопровождается сильными болями, но все же большинство таких больных в итоге сохраняет способность ухаживать за собой.

Иное дело – перелом бедра. Такая травма вмиг делает человека, до рокового этого момента еще бодрого и работоспособного, тяжелым инвалидом. Еще каких-то 2–3 десятилетия назад большинство таких больных после перелома не проживало и года. Но в наше время укладывать человека со сломанной бедренной костью на долгие месяцы в кровать – неграмотно и жестоко.

заместитель руководителя Центра профилактики и лечения остеопороза Краевой больницы, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии № 1 КрасГМУ Лариса Николаевна БОЕВАКаковы причины остеопоротических переломов бедренной кости? Какими возможностями располагает красноярская медицина для хирургического лечения таких переломов и их ортопедической коррекции? Наши собеседники – заместитель руководителя Центра профилактики и лечения остеопороза Краевой больницы, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии № 1 КрасГМУ Лариса Николаевна БОЕВА (Л. Б.) и заведующий краевым Центром травматологии и ортопедии и травматолого-ортопедическим отделением Краевой больницы, главный внештатный специалист травматолог-ортопед МЗ Красноярского края Алексей Михайлович ЛУБНИН (А. Л.).

– От чего зависит прочность костей у пожилого человека?

Л. Б.: Разумеется, прочность костной ткани зависит от состояния здоровья всего организма, наследственной конституции человека, в частности, толщины костей. Всем известно, что у женщин костный скелет более тонкий и хрупкий. Но есть и другие факторы, например, степень минерализации костной ткани, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли поступало в организм кальция и других минералов, а также витамина D3, другими словами, мы говорим о качестве питания человека до 30 лет и старше.

Другой немаловажный фактор – физические нагрузки, которые испытывал костный аппарат за годы жизни. Ведь если физическая активность была минимальной (пешком только до остановки автобуса), то вряд ли кости такого человека достигли высокой прочности. А зачем она нужна для работы за столом?

И вот, если к 60–70 годам происходит сочетание нескольких неблагоприятных факторов, да еще вдобавок есть заболевания, влияющие на минеральный обмен, тогда и возникает остеопения, а потом остеопороз. И до такой судьбоносной травмы, о чем мы сегодня говорим, остается один шаг.

– Теперь о шагах. Известно, что один из ведущих факторов риска остеопоротических переломов — падения. Можно ли хотя бы на него повлиять?

Л. Б.: И можно, и нужно! Главные факторы, повышающие риск падений, – плохое самочувствие, низкая физическая активность, нарушение зрения. Нужно обезопасить свое жилье. Никаких тряпок, ковриков, веревок, шнуров на полу, где живет пожилой человек! Хорошее освещение. Помогут специальные поручни на стену в ванной и туалете.

– Какие меры надо предпринять в пятьдесят, чтобы избежать перелома в семьдесят?

– Л. Б.: Прежде всего, как это ни банально, здоровый образ жизни. Полноценное сбалансированное питание с достаточным содержанием белка, минералов и витаминов. Часто требуется дополнительный, регулярный прием препаратов, содержащих витамин D (не более 13–15 капель в неделю). Но самое главное – физкультура. Ежедневная утренняя гимнастика, прогулки или пробежки, упражнения и все то, что посоветует врач.

– Насколько востребована и доступна в нашем крае ортопедическая помощь при остеопоротических переломах бедренной кости?

А. Л.: Во всем мире, и Россия не исключение, отмечается устойчивый рост числа переломов в верхнем отделе бедренной кости у пожилых людей. В некоторых развитых странах, где такие переломы регистрируются лучше, частота их доходит до 500 на 100 000 населения.

В Красноярском крае, по экспертной оценке, этот показатель должен составлять 260 на 100 000. Но официальные цифры меньше, потому что такая травма регистрируется у нас не всегда и не везде. Как правило, перелом бедра у пожилого человека происходит дома, родственники к врачу могут и не обратиться. Поэтому бывает так, что больной уходит из жизни под маской другого заболевания, вызванного осложнением этой травмы. Смертность среди этой категории больных старше 70 лет за первые 6 месяцев после травмы достигает 70 %.

Как в реальности обстоят дела? Из 7,5 тыс. таких травм за год в нашем крае оперативное лечение проводится только у 1,5 тыс. больных. И лишь у трети из них операции выполняются в оптимальные сроки, т. е. в течение 48 часов! Кто умеет считать, может сам оценить ситуацию.

Такое положение дел очень беспокоит, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы это исправить. Сегодня в 6 межрайонных центрах по краю проводится хирургическое лечение этой категории пациентов, если линия перелома проходит ниже суставной капсулы. Но если выше – их надо оперировать в краевой больнице или БСМП.

При моем участии подготовлен подробный регламентирующий приказ министерства здравоохранения Красноярского края № 607 от 08.05.2019, где четко и поэтапно указано, как и кем должна оказываться помощь при остеопоротических переломах бедренной кости. Одним из достоинств этого документа является то, что там четко сформулированы противопоказания к операции. И их немного! В частности, если человек просто «старый» – это не противопоказание, и мы обязаны его прооперировать.

– Как же выполняется этот правильный регламент?

А. Л.: Несмотря на то, что документ получил высокую оценку сообщества российских травматологов и ортопедов, наш регион оказался не готов к его выполнению. Я имею в виду как систему оказания помощи, так и отношение общества к таким больным. «По умолчанию» между родственниками бабушки и врачами складывается некий консенсус о том, что оперировать не стоит, много сопутствующих заболеваний. Лучше оставить ее в покое и хорошо ухаживать за ней в оставшиеся месяцы или недели жизни.

В нашем профессиональном сообществе такие ситуации много раз обсуждались, а на прошедшем недавно Евразийском ортопедическом форуме в Москве работала даже специальная секция «Успеть за 48 часов».

– Как переносит операцию пожилой человек? Действительно ли она сохраняет трудоспособность после травмы и возможность ухода за собой?

А. Л.: Большинство таких вмешательств технически несложны и малотравматичны, поэтому вполне могут выполняться в наших межрайонных центрах. Но повторю еще раз: если больной доставлен вовремя! А способы ортопедической коррекции могут быть разными. Это и остеосинтез фрагментов кости, и эндопротезирование тазобедренного сустава. Однако эндопротезирование при внутрикапсулярных переломах проводится пока в Красноярске при условии поступления больного в течение первых суток.

Операция и ортопедическое пособие не могут вернуть давно утраченные функции. Но оперативное лечение, проведенное в оптимальные сроки, устраняет боль, предотвращает развитие посттравматического делирия и восстанавливает возможность ухода за собой, а нередко и какие-то трудовые навыки.

– Есть ли способы прогнозирования вероятности остеопоротических переломов?

Л. Б.: В качестве скрининга наиболее предпочтителен FRAX-метод прогнозирования таких переломов. Ваш врач может рассчитать риск перелома в ближайшие 10 лет с помощью калькулятора FRAX, размещенного в интернете www.shef.ac.uk/FRAX/index.jsp?lang=rs. Самостоятельно проверить, если ли у вас факторы риска остеопороза, позволит минутный тест на остеопороз Международного фонда остеопороза.

Беседовал В. КИСЕЛЕВ

ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ САЛОНЫ

ул. Дубровинского, 50, Тел. 219-03-79,

пр. «Красн. рабочий», 135. Тел. 219-03-67

Лиц. ЛО 24-02-002020 от 24.06.2019, выдана МЗ Красноярского края

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

156

  • Метки