Всё больше родителей жалуется на то, что их дети не хотят учиться. Ребёнок не слушает учителя в классе, не хочет делать уроки, не посещает кружки и факультативы. Причины такого поведения не всегда понятны родителям. Но если бы проблема сводилась только к осложнению будущей карьеры ребенка, поступлению в вуз и т. д.! Гораздо серьезнее то, что из-за всё возрастающего давления среды Интернета на неокрепшую психику детей, а особенно подростков, круг их интересов быстро, в считанные месяцы, заполняется чем-то другим – излишним, вредным, а иногда просто опасным. Рассмотрим возможные причины возникновения таких ситуаций. Как помочь семье и ребенку?
Наши собеседники – главный врач Красноярского краевого психоневрологического диспансера, врач-психиатр высшей категории Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ (Г. М.) и медицинский психолог высшей категории Елена Николаевна УСАКОВА (Е. Н.).
– Как вообще происходит такое, что естественное стремление растущего человека познавать мир им же ставится под сомнение? Или «познавать мир» он хочет отдельно от школы?
Г. М.: Нет, наверное, такого ребенка на свете, лишенного любознательности и интереса к окружающему миру. Однако далеко не у всех к школьному возрасту вырабатывается и закрепляется привычка к труду и систематическим занятиям, даже по тем предметам, которые им кажутся интереснее других. А заставить себя делать то, что не хочется – тут без волевых качеств и способности «взять себя за шиворот» не обойтись.
Еще несколько десятилетий назад, в середине прошлого века, заставлять никого особо было не нужно. Времена были трудные, родители много работали, и сама жизнь формировала у детей те самые качества. К 13–14 годам большинство из нас уже хорошо понимало, «откуда, для чего и зачем».
Но послевоенное поколение постепенно уходит. Теперь другая жизнь. Больше соблазнов, но и возможностей больше! Правда, открывшиеся возможности вряд ли реализуются, если ребенок ваш будет расти и воспитываться в оранжерейных условиях.
Здесь можно много о чем говорить, но остается «железным» хорошо нам знакомое правило: характер закаливает преодоление трудностей. А когда бороться и преодолевать нечего… Так что, родители, думайте сами, особенно в тех семьях, где растут одаренные дети, явно отличающиеся от одноклассников уровнем развития и способностями к учебе. На уроках им скучно. Тогда для вашего ребенка надо искать и находить «высокие планки», специализированную школу, усложненные программы, факультативы и т. п. И сделать это надо вовремя! Иначе высокий потенциал может стать большим разочарованием.
– Но если «перегнуть палку» – желание учиться можно отбить напрочь. Тогда уже без «специальных мер» не обойтись.
Г. М.: Вот в этом и основная сложность родительского труда – нащупать «золотую середину», которая поможет их детям входить в рабочий режим, получать радость от познания нового и своих успехов.
Е. Н.: На мой взгляд, все эти три способности одинаково важны. Познавательный интерес формируется в самом раннем возрасте из простого детского любопытства, и задача родителей еще до школы не погасить его, а наоборот – развивать и укреплять. Вашему сыну или дочери очень повезет, если в школе найдутся преподаватели, способные воспитать в своих учениках стремление к познанию нового на всю их будущую жизнь.
Ищите любой повод, чтобы похвалить своего ребенка! Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе. Он окрыляет ученика, независимо от того, «сильный» он или «слабый». И никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, добившимися успехов. Только с самим собой! Подчеркивая его новые умения, знания, способности, которые выросли и окрепли, пусть даже за прошедшую неделю.
– Но у некоторых детей настолько негативная обстановка в семье, что они «ни во что хорошее не верят».
Г. М.: Да, есть семьи внешне благополучные, но родители постоянно заняты, и для них работа, материальное благополучие стоят на первом месте. Как без родительской поддержки дети станут успешными? В таких семьях дети получают мало родительского тепла и внимания. Учитель, которому они доверяют, может в какой-то мере восполнить этот пробел.
– Не так давно в нашу жизнь вошло слово, заимствованное из мира англосаксов, – буллинг. Сказать проще, травля того, кто слабее других. Термин этот имеет отношение к нашему разговору?
Е. Н.: Имеет. И в некоторых школах все, что стоит за ним, становится главной причиной нежелания ребенка приходить в класс.
Школьная дедовщина, клички и прозвища, вымогательства, насмешки, унижения подав-ляют личность детей физически слабых, чувствительных, с низкой самооценкой. Ни в коем случае нельзя пускать такие ситуации на самотек! Помочь ребенку должны и родители, и учителя, и, если требуется, психолог.
Когда ребенок скрывает от родителей свои проблемы, неохотно идет в школу, возвращается с учебы подавленный и вообще не хочет говорить о своей школьной жизни – надо немедленно разбираться и встречаться с классным руководителем.
Г. М.: В последние годы возник еще один способ травли – кибербуллинг. В этой связи я поддерживаю позицию нашего министра просвещения о запрете гаджетов в школах. Пусть будет хотя бы так.
– Однако культ успешности, безоглядное стремление быть первым во всем и повсеместно изматывает силы и далеко не всех делает счастливым.
Г. М.: Это действительно дело непростое – найти свою тему, свой образ жизни, своего человека, работу, которая будет вам по душе. Постарайтесь объяснить подростку, что у каждого успех – свой, а красиво одетые дяди и тети в телевизоре или глянцевом журнале – просто часть маркетинга чего-либо вам совершенно ненужного, и что гораздо важнее шикарной «тачки» сбереженное здоровье и добрые отношения в семье.
Е. Н.: Нервное и физическое истощение у ребенка наступает быстрее, чем у взрослого. Если ребенок, учась в школе, испытывает хронические перегрузки, пребывает в постоянном напряжении, стрессе, страхе получить низкую оценку, ощущает себя неуспешным, неуверенным, плохим – у него возникает ощущение, что учеба – это то, что он ненавидит.
А дальше, чаще во второй половине учебного года, у таких детей может возникнуть стойкое невротическое состояние, или невроз. Вот характерные его проявления: частое моргание, заикание, речь с запинками, ребенок крутит волосы, одежду, грызет ручки и карандаши, часто очень мелко рвет бумажки. Любая стереотипная и однообразная деятельность.
– Как помочь такому ребенку?
Е. Н.: Очень важно невротическое состояние диагностировать вовремя. Ведь чем раньше удастся распознать невроз, тем легче его будет вылечить в дальнейшем. Надо помнить, что такие расстройства у каждого ребенка имеют индивидуальную эмоциональную окраску, и не бояться обратиться за помощью к детскому психологу или неврологу. Профилактика невроза заключается в понимании причин его возникновения и правильном воспитании детей. За консультацией вы можете обратиться к специалистам нашей поликлиники на ул. Копылова, 78.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь – не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, выявить причины и продумать их устранение. Всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет выход. Мира и спокойствия вашей семье!
ПРИЧИНЫ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ
Таких причин много, и у каждого школьника они свои. Вот основные:
1. Физиологическая или эмоциональная неготовность ребенка к обучению, возникающая у детей, не достигших определенного уровня зрелости, когда умственный возраст, развитие или состояние здоровья не позволяют ему в полной мере осваивать программу обучения.
2. Трудности адаптации ребенка в детском коллективе.
3. Функциональные нарушения головного мозга и ЦНС.
4. Давление и авторитарность со стороны родителей и учителей.
5. Отсутствие у ребенка представления о конечном результате его учебы, т. е. нет понимания, зачем он ходит в школу.
6. Неправильно подобранная программа обучения.
7. Непосильные нагрузки (эмоциональные или физические) вследствие большого количества информации, предметов, дополнительных кружков и т. д..
8. Неумение учителя заинтересовать ребенка процессом познания нового.
Если проблема лежит в области медицины, то родителям необходимо консультировать или лечить ребенка у медицинских специалистов. Если у него есть эмоциональные трудности – надо обращаться за помощью к школьным психологам.
В родительских силах помочь ребенку справиться с проблемой отсутствия желания учиться, только нужно приложить усилия, не бояться прибегать к квалифицированной помощи тогда, когда их сын или дочь в ней нуждаются, мотивировать их, помогать, гордиться достижениями, не наказывать сурово за промахи и, конечно же, любить.
Беседовал Владимир КИСЕЛЁВ
Тел. психологической помощи 211-56-42
КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», ул. Курчатова, 14
Детско-подростковая поликлиника на ул. Копылова. 78 (рег.) – т. 243-25-82, 202-203-0
Кабинет психолога – т. 298-09-12
www.kraspsixo.ru
Лиц. ЛО 24-01-002857 от 19.06.2015 г.