ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Андрей Арсеньевич МОДЕСТОВ - главный врач Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского, главный онколог МЗ Красноярского краяВ первом полугодии Президент России В. В. Путин в публичных выступлениях дважды и подробно останавливался на проблемах борьбы со злокачественными заболеваниями. Глава Правительства РФ Д. А. Медведев обсуждает вопросы ранней диагностики опухолей. О формировании национальной онкологической программы (НОП) и её реализации в Красноярском крае наша беседа с главным онкологом МЗ Красноярского края, главным врачом Красноярского онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского Андреем Арсеньевичем МОДЕСТОВЫМ.

– Андрей Арсеньевич, чем вызвано такое повышенное внимание к онкологическим проблемам со стороны руководителей государства?

– Вспомним тот печальный «онкологический» список, ушедших от нас деятелей отечественной культуры. Хотя бы за последние два года. Михаил Задорнов, Станислав Говорухин, Дмитрий Хворостовский, и вот совсем недавно – Эдуард Успенский и Иосиф Кобзон. Вероятно, с увеличением продолжительности жизни наступил момент, когда общество не может более мириться с неизбежностью онкологического приговора. Формируется национальная онкологическая программа, под которую резервируются значительные средства. Думаю, к декабрю она будет готова.

Рак занимает 2-е место среди причин смертности россиян и наши показатели одни из худших среди развитых стран. За исключением некоторых регионов, в России годами не обновлялась база онкологических диспансеров. Нет у нас эффективных скрининговых программ в масштабах всей страны. Только в последние годы мы по-настоящему начали заниматься борьбой с курением. Далеки от желаемых онкологическая настороженность у врачей первичного звена и взаимодействие онкологов с врачами профилактической медицины. Очень низок еще уровень знания у населения в отношении онкологических заболеваний.

Почему онкология? Почему именно в эту точку направляются, скажу без преувеличения, усилия всего общества – науки, отечественной фарминдустрии, робототехники, цифровых технологий и, наконец, самих медицинских работников? Борьба со злокачественными заболеваниями пронизывает все дисциплины и может стать тем звеном, вытянув которое, мы обеспечим качественные преобразования во всей отрасли российского здравоохранения.

– Что планируется создать или организовать в нашем крае по направлениям национальной онкологической программы?

– Такая работа уже началась. В августе мы защитили закупку тяжелой медицинской техники для детской онкогематологии, норильской онкологической больницы и нашей клиники под третью очередь строительства диспансера на общую сумму 2,5 млрд рублей.

Вы спрашивали о нововведениях и преобразованиях. Вот одно из них – контрольные листы маршрутизации. Их заполняют работники первичного звена, когда еще только возникло подозрение на злокачественную опухоль. И далее они сопровождают пациента, как на этапе дообследования, так и дальнейшего лечения, включая реабилитацию.

Продолжается дооснащение межрайонных центров онкологической помощи. Совсем недавно у нас прошло совещание в Минусинске. В числе других обсуждались вопросы химиотерапии онкобольных, проживающих в южных районах края. Хочу подчеркнуть, что в дневных стационарах этих центров, будет проводиться не только химиотерапия, но и диагностические исследования на предмет выявления онкопатологии. Планируется дооснастить семь таких центров – в Минусинске, Канске, Ачинске, Лесосибирске, Норильске и два в Красноярске – на базе поликлиники № 4 в Октябрьском районе и № 1 в Кировском районе.

Еще одно важное направление в программе – увеличение финансирования протоколов лекарственной терапии онкобольных. Начиная со следующего года Федерация планирует закрыт дефицит средств на таргетную терапию и на обычную химиотерапию. Но уже в этом году мы нашли способы финансового обеспечения иммуно-гистохимии и генного типирования.

Вопрос о кадрах очень важный. И здесь мы будем двигаться двумя путями. Во-первых, должна расширяться целевая ординатура по онкологии, т. е. речь идет о кадровом усилении самой онкологической службы. Другое направление – повышение квалификации специалистов первичного звена – терапевтов, врачей кабинетов профилактики, педиатров. В помощь им будут издаваться методические рекомендации, атласы и другие пособия.

– Как может участвовать в этой программе «обычный человек» – молодой или пожилой?

– В ближайшие годы в масштабах всей страны планируется проведение скрининговых исследований, по крайней мере, по четырем нозологиям: раку молочной железы, раку шейки матки, колоректальному раку и раку простаты. Всем, кто не утратил ответственность перед своим здоровьем, надо участвовать в этом обследовании. Как и в регулярных диспансерных осмотрах в своей территориальной поликлинике.

1 (1)

И вот о чем еще мне хотелось бы сказать особо. О суеверном, иногда паническом страхе перед врачом-онкологом. Не хотелось бы в этой связи вспоминать здесь ту птицу, которая прячет голову в песок. Каждый онколог знает таких пациентов.

Какие бы средства ни потратило государство на раннюю диагностику опухолей, какие бы прорывные и цифровые технологии ни пришли в нашу жизнь – если мы не преодолеем свою закостенелость «лучше не знать», если не будет встречной мотивации самого пациента на успех и выздоровление – даже самые квалифицированные специалисты не достигнут желаемого всеми нами результата.

Беседовал В. КИСЕЛЁВ

Краевой онкодиспансер

г. Красноярск, ул. 1-я Смоленская, 16,

тел. 8 (391) 222-40-30, onkolog24.ru

Лиц. ЛО-24-01-002217 от 14.02.2014 г.

150

  • Метки