ДЕКАБРЬ/2023 № 167

Медицинский директор ООО «ГЛАЗНОЙ ЦЕНТР», врач-офтальмохирург Эдуард Вадимович СТАРУНОВ о работе в зарубежных клиниках

Эдуард Вадимович СТАРУНОВ Один из основателей рефракционной хирургии в России. Ученик акаде-мика С. Н. Федорова. С 1989 года работал в Иркутском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова, руководил отделением лазерной и рефракционной хирургии. С 2007 года – член Европейской ассоциации катарактальных и рефракционных хирургов. Практиковался в офтальмологических клиниках Германии, Словакии, Китая, Монголии и Казахстана. В настоящее время заведует отделением лазерной хирургии клиники «Оптимал» г. Подгорица (Черногория), являясь одновременно специалистом красноярской клиники «ГЛАЗНОЙ ЦЕНТР». Эксперт по сложным случаям лазерной коррекции зрения. Автор многих научных публикаций и патентов. Провел более 30 000 рефракционных операций лазерной коррекции зрения.

Эдуард Вадимович СТАРУНОВ. Один из основателей рефракционной хирургии в России. Ученик академика С. Н. Федорова. С 1989 года работал в Иркутском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова, руководил отделением лазерной и рефракционной хирургии. С 2007 года – член Европейской ассоциации катарактальных и рефракционных хирургов. Практиковался в офтальмологических клиниках Германии, Словакии, Китая, Монголии и Казахстана. В настоящее время заведует отделением лазерной хирургии клиники «Оптимал» г. Подгорица (Черногория), являясь одновременно специалистом красноярской клиники «ГЛАЗНОЙ ЦЕНТР». Эксперт по сложным случаям лазерной коррекции зрения. Автор многих научных публикаций и патентов. Провел более 30 000 рефракционных операций лазерной коррекции зрения.

КИТАЙ

Впервые на работу в КНР нас пригласили в 1991 году. Это был юг Китая, город Гуанчжоу. В то время я был сотрудником Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза». Мы стремились зарабатывать валюту для оснащения клиники передовым оборудованием и поддерживать высокий уровень отечественной офтальмохирургии (в те годы это было именно так). В некоторых странах российские специалисты были востребованы, и наш руководитель – академик Святослав Николаевич Федоров – развивал и укреплял эти позиции. Вот почему мы оказались в Гуанчжоу.

Офтальмология тогда переживала бум кератотомии – операции, после которой большинство пациентов (не все) могли жить и работать без очков и контактных линз. Программисты МНТК разработали хорошие операционные алгоритмы, и с их помощью нам удавалось достигать лучших результатов, чем в других клиниках. Наши врачи работали тогда в некоторых странах Европы, в Японии, в Арабских Эмиратах. Интересно, что в Эмиратах операционные были оборудованы не в стационарных клиниках, а на корабле.

Нас, простых русских врачей, в Гуанчжоу удивила пышность празднования китайского Нового года, когда фейерверки не прекращались в течение суток. Весь китайский народ в феврале куда-то ехал и летел – в поездах и автобусах можно было только стоять.

Работа была очень ответственная. Ни в коем случае нельзя было испортить репутацию клиники и страны. И вообще, в китайском менталитете, если доктор берется выполнить какую-либо операцию – вся ответственность лежит на нем, а результат может быть только положительным.

Всего в Китай у меня было 5 рабочих командировок. Последняя – в 2011 году. Работал я в 4 городах сразу неподалеку от всемирно известного монастыря Шаолинь. Вместе с инженером и переводчиком мы переезжали из города в город, из одной клиники в другую – как «операционная машина». Но такой режим, скажу я, дает крепкую закалку и неистребимые профессиональные навыки.

Теперь я выполнял уже лазерную коррекцию зрения на современных немецких аппаратах в хорошо оснащенных операционных. В этой стране клиники остро конкурируют между собой, поэтому цены на лечение относительно невысоки и колеблются незначительно. На то время одна операция по поводу близорукости стоила 500–550 долларов за оба глаза.

Если сказать, что за 20 лет многое изменилось – этого будет недостаточно. Страна сделала гигантские шаги! С велосипедов они пересели на автомобили. И китайский автопром, уже в то время, очень незначительно уступал европейскому. Изменилось все – качество дорог, ассортимент в магазинах, количество людей, которые свободно говорят по-английски, как я уже говорил, оснащение клиник и так далее.

ЧЕРНОГОРИЯ

Наблюдая развитие частной медицины и участвуя в нем в Китае, Казахстане, Монголии, да и в самой России тоже, мы с коллегой и товарищем моим по Иркутску задумали амбициозный план – самим создать офтальмологическую клинику. И не где-нибудь, а в Европе. Мы тогда получили приглашение взять на себя организационные работы новой клиники «Оптимал» в Черногории.

Русская медицина во все времена была популярна в Черногории. Особым почетом и уважением здесь пользовалась школа советского и российского оф-тальмолога академика Святослава Федорова. Однако в клинику Федорова из Черногории уезжали лечиться лишь те, кто мог себе это позволить.

Молва о чудодейственных операциях в России разлеталась по стране, поэтому сомнения относительно перспектив нашего «бизнес-плана» если и были, то небольшие. Первых пациентов мы приняли в 2012 году. На мне было все лечение, связанное с применением лазера, – диабетическая ретинопатия, глаукома, предотслоичные состояния при близорукости, вторичная катаракта и многое другое.

Разумеется, и большой объем диагностической работы. Росла популярность наших операций лазерной коррекции зрения. Мы выполняли достаточно сложные вмешательства по поводу катаракты. Там, где операция на роговице была нецелесообразна или невозможна – применяли новые способы исправления зрения, используя факичные искусственные линзы (хрусталики «с диоптриями»).

Черногория – страна небольшая, теплая, курортная, интересная для жизни. И все же относительная малочисленность ее столицы – города Подгорица, и, что еще важнее, населения всей страны (около 620 тыс. чел.) сдерживала развитие клиники «Оптимал». Поэтому я в Красноярске. Думаю, мой опыт и, как теперь говорят, компетенции найдут достойное применение здесь.

ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ

Ни один преподаватель института, никто из коллег не повлиял на мое формирование и профессиональный рост так, как Святослав Николаевич Федоров. Вспоминаю лето 1989 года, день открытия Иркутского МНТК «Микрохирургия глаза», как-то совпавший с днем его рождения. Основные события начались, конечно, в клинике, но потом неформальное общение академика с коллективом продолжилось на Байкале. Перед нами, молодыми офтальмологами открывалась перспектива интересной, творческой работы в передовой, одной из лучших в Союзе клиник.

Метод академика Федорова давал возможность силами одной врачебной бригады выполнять десятки операций, причем с одинаково высоким качеством для всех оперируемых! Мне тогда казалось, что Святослав Николаевич был компетентен во всех вопросах – в элитном коневодстве, авиации, в государственном строительстве, политике, экономике, не говоря уж о своей специальности – организатора и руководителя сети офтальмологических клиник.

Святослав Федоров

Нельзя считать себя настоящим хирургом, научившись выполнять определенные манипуляции. Как говорил академик, за непродолжительное время их может освоить каждый, даже без медицинского образования. Специалистом становишься тогда, когда после твоего «рукоделия» не возникает осложнений, когда ты можешь точно спрогнозировать результат лечения и в целом достойно завершить хирургический случай, какие бы неожиданности в нем ни случились. Только тогда ты стал полноценным хирургом.

Каждая конференция в Иркутске или в Москве, каждый «разбор полетов» заряжал нас энтузиазмом и новыми идеями. Любимая его фраза: «Не спать, крутитесь! Чтобы быть впереди, надо очень быстро бежать!» Например, когда я сообщил ему, что являюсь автором 5 изобретений, он сразу отрезал: «Мало. Надо тридцать!»

Со дня гибели Святослава Николаевича прошло уже более 15 лет. Мелкие деревца, посаженные в день открытия Иркутского МНТК, стали теперь красивой аллеей. Не раз я задавал себе вопрос: что было бы с российской офтальмологией, как бы развивалось наше общество, не случись той аварии, унесшей его жизнь? Нет на него ответа. Но лично я убежден: многое в нашей стране пошло бы по-другому – быстрее, разумнее, эффективнее. Роль личности в истории велика.

Подготовил В. КИСЕЛЕВ

Специализация «ГЛАЗНОГО ЦЕНТРА» – исключительно эксимер-лазерная коррекция зрения, что способствует достижению качественно нового уровня проводимых операций:

коррекции близорукости;

коррекции дальнозоркости;

коррекции астигматизма;

коррекции осложнений ранее проведенных рефракционных операций;

операций «суперзрение» – исправления искажений (аберраций) в оптической системе глаза.

До конца I квартала 2016 года сохраняется специальная цена на услуги клиники.

офтальмологическая клиника ГЛАЗНОЙ ЦЕНТР, Красноярск

Каб. 203 в Красноярской краевой офтальмологической

клинической больнице им. проф. П. Г. Макарова

ул. Никитина, 1в, тел. (391) 28-777-33, krasgc.ru

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

133

  • Метки