Специалистами детской поликлиники Красноярского краевого психоневрологического диспансера № 1 накоплен большой опыт лечения и коррекции расстройств психики у детей и подростков разного возраста. Важно только, чтобы родители вовремя обнаружили или хотя бы заподозрили отклонение или какие-либо особенности психики у своего ребенка. И чем раньше это произойдет, тем легче и быстрее провести коррекционную работу вплоть до полного и невозвратного устранения расстройства. Иногда бывает достаточно одной консультации.
Наш собеседник – заведующая детской поликлиникой Красноярского краевого психоневрологического диспансера № 1, главный внештатный специалист по детской психиатрии МЗ Красноярского края Елена Александровна ВОЛОДЕНКОВА.
– С какими отклонениями психического развития ваши специалисты встречаются чаще?
– Около 5 % детей в возрасте от 2,5 до 4 лет в той или иной степени имеют задержку речевого и интеллектуального развития. Причины разные – неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода, родовая травма, наследственная предрасположенность, а в некоторых семьях на развитии детей сказываются особенности их воспитания.
– Что, конечно же, связано с особенностями поведения самих родителей. А по каким критериям можно определить задержку развития?
– К 2,5–3 годам ребенок должен уметь говорить не только отдельные слова, но и простые фразы. Заявлять о своих просьбах, высказывать отношение к чему-либо и т. д. Разумеется, бывают исключения, когда ребенок начинает говорить только к 5 годам и дальше развивается нормально и быстро. Но такие случаи – большая редкость.
Второй критерий. Ребенок может плохо говорить, но важно, как он понимает речь, к нему обращенную, стремится ли к общению с другими детьми, как он выполняет просьбы родителей и т. д.
И наконец, надо оценить, достаточен ли для ребенка такого возраста общий запас знаний, его представления об окружающем мире. По таким вопросам сегодня много интересной литературы. Можно спросить у воспитателя детского сада, да и сами родители могут сравнить уровень развития своего ребенка с другими детьми.
– Если лечение начато вовремя, велики ли шансы на успех?
– Очень велики. Скажу, что такие расстройства – одни из самых благоприятных для коррекции и лечения. И если оно начато вовремя, проводится полноценно, комплексно и правильно, через 2–3 года такие дети достигают абсолютной нормы развития. Они хорошо учатся в школе и развиваются дальше.
– Сегодня много говорят о проявлениях детского аутизма. Наверное, это связано с общей тенденцией к «атомарности» у современного человека.
– Расстройств аутистического спектра у детей с каждым годом все больше. Они могут быть разной степени выраженности.Нарушается речевое и эмоциональное общение, затрудняются зрительные контакты и социальное взаимодействие детей. Сказать попросту – дети не умеют играть с другими детьми.
Они предпочитают играть сами с собой, заниматься только тем, что им нравится. Для них характерны стереотипные виды деятельности. Общение с другими людьми у них происходит в виде монолога – он будет обсуждать с вами только то, что касается избранной и любимой им сферы деятельности, и в то же время не сможет ответить на самый простой вопрос.
Прогноз развития для таких детей менее благоприятный. Но чем раньше мы поможем этому ребенку – тем лучше будет результат. У нас накоплен огромный опыт по оказанию помощи таким детям с 3–4 лет до подросткового возраста.
Сегодня, пообщавшись с таким подростком, только специалист может заметить какие-то незначительные особенности их поведения. А вот если мы опаздываем с началом лечения – многое уже не исправить, и такие дети могут стать инвалидами.
– Мне стало известно, что в штат вашей поликлиники принят новый специалист – детский сексолог.
– Связано это с тем, что за последние годы увеличилось число случаев сексуального насилия над детьми. Страдают не только девочки, но и мальчики. И это психически здоровые дети!
В психике человека ничего бесследно не исчезает. Эти тяжелые эпизоды их жизни уходят в бессознательное. Поэтому, если такие люди останутся без специализированной помощи, нанесенная им психотравма может негативно сказаться или даже разрушить их психическое здоровье, осложнить отношения с другим полом.
Другая группа детей – те, у кого есть какие-то сексуальные отклонения (мастурбация и др.). Важно, что, если они или их родители обратились к детскому сексологу самостоятельно, не по направлению психиатра, – такого пациента не ставят на учет и помощь ему будет оказана практически анонимно.
С этим специалистом родители могут обсудить любые вопросы сексуального развития ребенка. Например, у нас есть пациенты, которые под влиянием интернет-информации решили сменить пол. Некоторые даже начинают самостоятельно принимать половые гормоны. Понятно, что ни к чему хорошему, кроме осложнений, такая «самотрансформация» привести не может.
Вообще, для многих семей сексуальное развитие детей – большая и серьезная проблема. И масштабы её обществом еще не поняты. Но теперь у нас есть резерв – подготовленный специалист для оказания такой помощи.
Подготовил В. КИСЕЛЕВ
Тел. экстренной психологической помощи 211-56-42, 223-95-20
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА краевого
психоневрологического диспансера № 1
г. Красноярск, ул. Копылова, 78, т. 243-25-82
ЛИЦЕНЗИЯ № ФС 24-00-000909 от 29.04.2010 г.