ИЮНЬ/2021 № 165

Представим себе ребенка, одиноко сидящего в наушниках перед компьютером, на экране которого… А вот что увидел и во что был погружен наш школьник за многие месяцы дистанционного образования, не знает никто. Безусловно, такой способ обучения – мера вынужденная. И насколько она была необходима – обсуждать не будем. Обратим внимание на гуманитарные аспекты того, что происходит с нашими детьми. На то, что процесс виртуализации образования, как и всякий социальный процесс, будет набирать свою инерцию. Недавно в Государственной Думе даже обсуждался законопроект о дистанционном образовании.
Нельзя не заметить, что дети привыкают общаться без нормальных человеческих контактов, рукопожатий, обнимашек, ребячьих игр и шуток. Мы обкрадываем их, подменяя жизнь кнопками. Каким будет это поколение, его душевное здоровье через 15–20 лет? Далеко не все родители могут определить своего ребенка в частную гимназию с простым традиционным обучением. И встревоженность родительского сообщества нарастает.

О влиянии дистанционного обучения на психику детей мы беседуем с главным врачом Красноярского краевого психоневрологического диспансера, врачом-психиатром высшей категории Григорием Маркеловичем ГЕРШЕНОВИЧЕМ (Г. М.) и детским клиническим психологом краевого психоневрологического диспансера Юлией Викторовной БУЯНОВОЙ (Ю. В.).

Мы в шаге от гаджетовой наркомании

главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой пси-хоневрологический диспансер № 1» Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ– Григорий Маркелович, вряд ли можно сомневаться в том, что цифровизация образовательной среды неизбежно окажет влияние на психическое здоровье детей. Достойна ли эта проблема общественного обсуждения?

Г. М.: Оно уже началось. Да, мир меняется. Цифровые технологии глубоко и повсеместно вошли в нашу жизнь. В России и у нас в Красноярске теперь даже есть Министерство цифрового развития. Но надо ли приучать ребенка к жизни в обнимку с компьютером? Куда приведет нас безудержная цифровизация образования? Какое вырастет поколение, когда дети совсем перестанут писать рукой, а с учителем и одноклассниками будут общаться при помощи цифровой программы? Что же мы получим «на выходе»?

Ведь именно письмо рукой, а не экраны и кнопки развивают мозг. Человек умнеет от того, что он своими руками делает какую-то мелкую работу.

Думаю, вопросы эти волнуют не только меня, человека, имеющего профессиональное отношение к состоянию психического здоровья детей и подростков, но и каждую семью, где серьезно относятся к воспитанию детей.

Все-таки «образование», в отличие от передачи информации онлайн, идет от слова «образ», т. е. процесс этот имеет прямое отношение к формированию Личности человека. И в русской традиции в этом живом деле велика роль Учителя.

Я потому так подробно касаюсь этих педагогических вопросов, что они имеют непосредственное отношение к возникновению нарушений психического здоровья детей. Поэтому дистанционное транслирование информации вместо традиционной учебы, каким бы передовым, креативным и удобным оно ни казалось, должно применяться только в исключительных, вынужденных случаях транспортной изоляции или медицинских ограничений. Там, где это действительно нужно и оправданно. И надо найти баланс между развитием цифровых технологий и сохранением фундаментального, классического образования, чтобы оно не стало только достоянием богатых людей и элитных групп.

– Психическое здоровье подростков и раньше вызывало тревогу специалистов вашего профиля. Что добавила пандемия?

Г. М.: В образовании обнажилось много скрытых тенденций и малознакомых проблем. Значительно вырос рынок дополнительных образовательных услуг, появляются новые частные школы. Это о многом говорит. Люди ищут любые способы, чтобы дать детям хорошее образование.

За пандемический год в отношении детей нарушены были все, какие есть, СанПины и нормы. Дети 10–12 лет работали за компьютером так долго, что засыпали перед экраном. Увеличилось количество депрессивных расстройств, незавершенных и завершенных подростковых суицидов. Я не говорю уж о зрении, позвоночнике и других вещах.

Национальный медицинский исследовательский центр «Здоровье детей» МЗ России провел исследование «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19». По данным этого исследования почти 84 % детей на «удаленке» испытывают неблагополучные психические реакции пограничного уровня (депрессивные, астенические состояния). У трети школьников выявлены обсессивно-фобические реакции. У четверти – головные боли, у каждого второго – нарушения сна. Меньше гулять и двигаться стали более 70 % учеников.

– Контроль за учебой «на удаленке», пожалуй, одно из самых слабых мест.

детский клинический психолог краевого психоневрологического диспансера Юлия Викторовна БУЯНОВАЮ. В.: Дети в возрасте 10–12 лет не способны в полном объеме, самостоятельно управлять своим поведением, продуктивно выстроить свой план работы и следовать ему, т. к. физиологически область мозга, отвечающая за эти процессы, только начинает формироваться. В этом и более раннем возрасте необходим внешний контроль и помощь в организации деятельности. Многие требования дистанционного обучения трудновыполнимы для большинства детей младшего и среднего звена: вовремя подключиться к урокам в начале дня, отследить время перемены, сдать ДЗ, оторваться от игры или общения в соцсети. Возникает огромный соблазн отвлечься от уроков в условиях бесконтрольного доступа к Интернету.

Такое обучение дети не воспринимают всерьез, поскольку прогностические способности слабо сформированы. Привыкшие к определенному укладу учебы, контролю в школе ребята не умеют самостоятельно работать. Дома дети расслаблены, это хорошо, но и менее собраны, часто отвлекаются, предоставлены самим себе.

Важно: ребенок проводит за компьютером не меньше 8 часов в день. Возникают проблемы гиподинамии – головные боли и боли в мышцах, искривление осанки и ухудшение зрения, слабость, раздражительность и даже агрессия, отказ от учебы. Все это последствия «удаленки».

– Пандемия, к сожалению, еще не закончилась. Что конкретно вы посоветуете родителям?

Ю. В.:

• Выделяйте время на общение с ребенком не менее 30 минут. Темы выбирайте не относящиеся к учебе: «О чем ты мечтаешь? Какие фильмы ты посмотрел? Чем они тебе понравились? Что бы ты хотел уметь делать, когда вырастешь?» и т. д. Просто слушайте, не навязывая своего мнения.
• Секции и кружки обязательны – там ребенок может компенсировать потребность общения со сверстниками, получить навыки социального взаимодействия.
• Прогулки 2 раза в день, по часу. Просто побегать, «выпустить пар».
• Очень важно научить ребенка делать зарядку и упражнения, направленные на переключение внимания и расслабление. Дыхательные техники.
• Совместно с ребенком составляйте распорядок дня и учебный план, включая отдых и прогулки.
• Предлагайте, а не навязывайте свою помощь. Дайте возможность ошибаться и исправлять ошибки, избегая наказаний.

– Все больше детей испытывает цифровую, а проще сказать, гаджетовую зависимость. Её действительно можно сравнить с наркотической?

Ю. В.: С годами выяснилось, что длительное, ежедневное свечение экрана гаджета на юные умы действует так же, как и наркотик. Есть дети, у которых цифровая зависимость сродни наркотической.

У других детей в связи с переходом на дистанционное обучение возросло количество обращений за помощью к психологам: они не справляются с учебой, отказываются учиться в этом формате, у них частые ссоры с родителями, не справляются с эмоциями, возникают периоды плохого настроения.

Экстренная психологическая помощь в Красноярске

– 18 января российские дети наконец-то пошли в школу. Теперь все хорошо?

Г. М.: Нам всем предстоит самым серьезным образом проанализировать и понять уроки пандемического 2020 года. Если раньше многие путали, то сегодня стало ясно, что «образование» и «информирование» – разные вещи.

Ещё более отчетливо и убедительно проявилось то, о чем мы не раз предупреждали: чрезмерная виртуализация сознания ребёнка ничего хорошего с собой не несёт. Она приводит к еще большей атомизации подростка, холодность общения и отстраненность становятся нормой, вместо настоящих друзей появляется много виртуальных.

Манипулирование в социальных сетях становится все более тонким, изощренным и опасным для юного ума. Нередко он увлекается так, что перестает чувствовать и понимать разницу между миром реальным и виртуальным.

Возникает информационная зависимость. К ней могут присоединиться и другие негативные факторы – конфликты и «непонимание» в семье, агрессивность и грубость в общении, страхи, навязчивые состояния и т. д.

В таких случаях требуется незамедлительная консультация специалистов. Надо обращаться в нашу поликлинику по адресу: ул. Копылова, 78, или позвонить по телефону доверия 8-800-100-34-94, 211-56-42.

Подготовил В. КИСЕЛЁВ

КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», ул. Курчатова, 14

Детско-подростковая поликлиника на ул. Копылова. 78 (рег.) – т. 243-25-82, 202-203-0

Поликлиника для взрослых – т. 221-11-47, 223-20-70

Приемная – т. 246-25-98

WWW.KRASPSIXO.RU

Лиц. ЛО 24-01-002857 от 19.06.2015 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
0
163

  • Аптеки-партнеры

  • Метки